Предыдущая Следующая

                Адаптацию можно облегчить соблюдением определ. режима. В первые 5 – 7  дней следует избегать значит. физич. нагрузок, элементов большой техн. сложности, целесообразно устроить дневку или  полудневку  с  несложным  радиальным  выходом,  провести  уч.-тренировочные  занятия; в рацион следует включить витамины, часть жиров заменить углеводами,  к-рые в горах устаиваются лучше. Необходимо также ограничить предельно достигаемую высоту по сравнению с предыдущей 1000 м и набор высоты в первые 4–5 дней – 400 – 600 м между ночлегами. Первый выход на выс. св. 5000 м можно осуществить не ранее чем на 5–7-й, день похода. Продолжительность пребывания на этой высоте не должна превышать 5 – 7 сут.

Лит. Физиология человека в условиях высокогорья, М, 1987

 

АЗИМУТ

(араб. ас-сумут, мн. число от ас-  самт – путь, направление), горизонтальный угол, отсчитываемый по ходу часовой  стрелки от сев. направления меридиана  до заданного направления в пределах от   00 до 3600. Различают истинный (географический и  магнитный А. Истинный А. определяют по топографич. карте от геогр.  меридиана при помощи транспортира или  компаса (угол А на рис. 1). Магнитный А.  (угол А" на рис. 1) отсчитывают от магнитного меридиана, направление к-рого в  точке наблюдения совпадает с направлением установившейся стрелки компаса.  Зависимость между истинным и магнитным А. данного направления выражается  формулой: А=А"+ 6 или А=А- Л, где б –  склонение магнитное с его знаком. А.  линии, определенный в начальной точке,  наз. прямым, в конечной – обратным (отличается от прямого на 1800).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 1 Ориентирование линии по азимутам (истинному и магнитному).

 

Движение по А. – способ следования по намеченному пути от одного ориентира до  другого по заданным А. и расстояниям. Его  применяют при движении на местности,  бедной ориентирами (в лесу, пустыне и  т. п.),  в  условиях  плохой  видимости  (ночью, в тумане). Для этого предварительно по карте избирают маршрут движения с заметными ориентирами в точках  поворотов, измеряют длины и А. прямолинейных отрезков между ориентирами.  Повороты намечают вблизи объектов,  находящихся около линейных ориентиров,  перпендикулярных пути следования (дорог, оврагов, берегов рек и т. п.), что способствует более точному выходу к ориентирам. Измеренные по карте расстояния  переводят в пары шагов направляющего  или в промежутки времени (при использовании средств передвижения) и вычисляют магнитные А. Полученные данные  наносят на карту или составляют схему  маршрута, на к-рой показывают ломаную  линию хода, ориентиры в точках поворотов, данные для движения (рис. 2,а). В  начале движения по компасу определяют  направление на ближайший поворотный  пункт.

 

Рис. 2. Схема  маршрута для движения по азимутам (в); обход препятствия при движении по азимуту (б).

 

Если он не виден, замечают в этом  направлении промежуточные ориентиры  (дерево, камень и др.) и идут по намеченному пути, считая шаги (рекомендуется  следить за направлением хода не только  направляющему, но и идущему в середине  или в конце группы). При отсутствии видимости направление выдерживают только  по  компасу.  Пути  обхода  препятствий  заранее определяют по карте и записывают их А. и расстояния. Способ обхода  дополнит. препятствий зависит от особенностей местности: если препятствие просматривается до конца, то на противоположной стороне его отмечают ориентир.  Обойдя препятствие, находят замеченный  ориентир и от него продолжают путь в  прежнем  направлении; ширину препятствий, оценив на глаз, прибавляют к пройденному расстоянию. Если противоположная сторона препятствия не просматривается, его  обходят по  направлениям,  образующим параллелограмм, А. и длины  сторон к-рого определяют на местности во  время движения (рис. 2,б).


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz