Предыдущая Следующая

Лит.: Страхов Ю. М., Надувные лодки в туристском путешествии, М., 1972, Путешествия на гребных судах, М, 1979

ЛОЦИЯ

(от голл. loodsen – вести корабль), руководство по судовождению, содержащее подробное описание водного бассейна (берегов, рельефа дна, ориентиров на реке, препятствий в русле и способов их прохождения) Тур. Л. (в отличие от речной Л. для судоводителей) подробно составляется только на сложные участки реки. Указываются время, необходимое для прохождения каждого участка для разл. классов судов, варианты прохода по руслу, система организации страховки, места расстановки сигнальщиков (для облегчения ориентирования на пороге), а также места возможного причаливания к берегу, наиб. удобных стоянок, экскурс. объекты.

                Линия движения тур. судна зависит от характера  воды. На  небольших реках линию  движения  прокладывают  через глубокие места, полностью используя скорость течения. На крутых реках следует держаться правого (по коду) берега, чтобы не мешать движению больших судов. По кр. водохранилищам и озерам линию движения прокладывают с учетом ветра, волн, прибоя, не отдаляясь от берега, чтобы при необходимости быстро пристать к нему.

                Основой для составления Л. служит карта в масштабе 1:100 000 или 1:200 000 или ее копия, на к-рую наносят все препятствия на реке (отмели, перекаты, пороги, шиверы, мосты, паромы и т. п.), нумеруя их по течению. Рядом с препятствием дается его краткая характеристика, оптимальный способ преодоления и, в случае необходимости, схема  препятствия  в  масштабе  1:10 000 или 1:20 000. Иногда характеристики препятствий и схемы даются в пояснит. записке к Л. Примеры участка Л., схемы препятствия и условные знаки, употребляемые туристами при составлении Л., приведены на рисунках.

 

Рис 1 Условные знаки для составления туристской лоции.

Рис. 2. Туристская лоция участка реки.

 

Лит.. Алешин В. М., Серебреников А. В. Туристская топография, М., 1985.

МЕДИЦИНСКИЙ   КОНТРОЛЬ

за состоянием здоровья и тренированности туристов, осуществляется в предпоходный период (врачом) и в походе (одним из участников похода).

                Мк. в походе позволяет выявить ранние признаки переутомления и таким образом предупредить связанные с ним нежелат. последствия (ошибочные действия, травмы, несчастные случаи и т. п.).  8 походе макс. нагрузки приходятся на сердечно-сосудистую и мышечную системы Состояние сердечно-сосудистой системы определяют по пульсу, а мышечной – по силе кисти, измеряемой динамометром.  Измерения  проводят утром  и вечером, соблюдая одинаковые условия, т. к. случайные отклонения (в связи с работой на биваке или неодинаковой нагрузкой во время последнего перехода) могут исказить реальную картину. Учитывая это, измерения удобнее проводить сразу после завтрака и ужина. Разность утренних и вечерних показателей обычно пропорциональна  дневной усталости, а восстановление  показателей  за  ночь отражает полноценность отдыха. Сопоставляя  таким   образом   показатели, можно сделать вывод о состоянии организма и посильности нагрузок. 0 полноценном отдыхе свидетельствует уменьшение частоты сердечных сокращений и снижение мышечной силы (за счет расслабления мышц). Неполное восстановление или ухудшение показателей в течение 2 – 3 дней свидетельствует о нарастании утомления или начинающемся заболевании.


Предыдущая Следующая