Предыдущая Следующая

 

Рис. 6. Движение на снежном склоне в три такта: а – подъем; б – траверс.

 

                Образующийся иногда под настом глубинный иней и морозный пескообразный перекристаллизовавшийся снег не поддаются прессованию. В первом случае для подъема используют только слой наста, во втором – пробивают траншею до плотного основания, организуя на ее дне страховку через ледовый крюк или ледоруб и выбивая ступени.

                По снежному склону малой и средней крутизны  спускаются спиной к склону, прямо вниз или слегка наискось; в рыхлом и раскисшем снегу идут почти не сгибая коленей нешироким шагом. На спуске по более твердому снегу следы пробивают ударом каблука (для сохранения равновесия следует опираться на штычок ледоруба). Если снежный склон лавинобезопасен, то можно спускаться шеренгой – каждый участник прокладывает свои следы; в противном случав нужно идти след в след. По настовому, фирновому или оледеневшему снежному склону большой крутизны спускаются, как правило, лицом к склону на три такта, используя и сохраняя ступени, проложенные ведущим, либо по перилам, закрепленным на ледорубах, лавинной лопате, ледовом крюке или снежном якоре. На не крутых снежных склонах, просматриваемых до низа, допускается спуск скольжением (глиссирование) – на ногах, сидя, на спине или на ногах и рюкзаке (рис. 7). Склон должен заканчиваться безопасным выкатом, не иметь участков открытого льда, скальных выходов, крупных камней и кусков льда; снег – свободным от средних и мелких камней.

 

Рис. 7. Спуск скольжением (глиссирование): а – прямой; б – с торможением и остановкой

 

На склоне, выбранном для глиссирования на ногах, не должно быть мелких трещин. Глиссирование сидя и на спине применяется для преодоления нешироких трещин и бергшрундов с нависающим верх. краем при обязат. страховке веревкой. Спускающийся должен сохранять возможность в любой момент погасить скорость и остановиться.

 

 

Рис. 8 Движение по ледовому склону средней   крутизны: а – при подъеме зигзагом; б – на траверсе.

 

                Самостраховка при движении по снежным и фирновым склонам аналогична самостраховке на травянистых склонах, При движении на три такта самостраховка осуществляется вбитым в снег ледорубом. Самозадержание на рыхлом и размякшем снегу производят, вонзая в склон выше головы ледоруб штычком и прорезая древком снег, при срыве на плотном снегу, фирне, насте или на тонком слое снега, покрывающем лед, – клювом ледоруба.

                Вдоль снежных гребней и по ним перемещаются с одновременной или попеременной страховкой. Выход на гребень с подкарнизной  стороны  крайне  опасен, может быть осуществлен в исключит. случаях при макс. осторожности с подъемом по «линии падения воды» в холодное время суток и прорубанием поперечного лаза через карниз, со страховкой партнером из достаточно удаленной точки. Траверс под карнизом недопустим. Спуск с карниза осуществляют подрубанием или подрезанием   веревкой   протяженного участка карниза при тщательной страховке.


Предыдущая Следующая