Туристские поездки
с деловыми целями (бизнес-путешествия) в том или ином виде существуют уже не
одно десятилетие. Но, пожалуй, только в 90-е гг. XX в. они приобрели наибольший
размах и стали в удельном отношении самой доходной отраслью туризма. По оценкам
экспертов ВТО, доля делового туризма в мире составляет около 20 %.
Деловой туризм достаточно многогранен и по сложившейся международной практике
охватывает широкий круг поездок:
- индивидуальные деловые поездки (командировки) сотрудников корпораций и
компаний с целью переговоров, участия в производственных совещаниях,
презентациях, сбытовая деятельность и т. д.;
- конгрессное обслуживание - поездки на конгрессы, конференции, семинары;
- выставочное обслуживание - выставки, ярмарки, биржи;
- инсентив-туризм (поощрительный) форма поощрения компаниями своих сотрудников
в виде организации для них бесплатной туристской поездки;
- обслуживание делегаций - поездки на спортивные соревнования команд, гастроли,
поездки официальных делегаций.
Деловой туризм является одним из самых высокодоходных и перспективных видов
путешествий, который характеризуется высоким и стабильным ростом и
относительной устойчивостью к воздействию экономических, политических,
климатических, погодных и других факторов.
Обращает на себя внимание тот факт, что на фоне сокращения въездного туризма в
страны СНГ в начале 90-х гг. деловой туризм продолжал развиваться, хотя и менее
быстрыми темпами. Тенденция развития делового туризма в России и странах СНГ
соответствовала общемировым тенденциям развития этого вида туризма. Так, с
середины 80-х до середины 90-х гг. среднегодовые темпы прироста делового
туризма в Европе составляли 9 %, тогда как туризма в целом - 4-5 %.
Для того чтобы туристское предложение заинтересовало клиента, особенно такого
клиента, который путешествует достаточно часто и является опытным и
требовательным туристом, необходимо четко представлять себе его потребности,
пожелания, привычки при потреблении туристского продукта и предпочтения по
обслуживанию.
Разработку нового продукта, в том числе организацию конгресса, деловой встречи,
необходимо начинать с маркетинговых исследований.
На начальном этапе анализируются возможности организации приема с точки зрения материальной
базы (гостиница, ее вместимость, уровень обслуживания, оснащение, наличие
специальных залов для заседаний и переговоров, транспорт и др.), инфраструктуры
и других возможностей предоставления услуг.
На основе анализа возможностей приема и материальной базы определяется, какой
рынок соответствует этим конкретным условиям. Это может быть рынок крупных
конгрессов и симпозиумов, а может быть и рынок деловых встреч служащих одной
компании или фирмы и т. д.
Экскурсионная, социальная и культурная программы строятся исходя из расписания
деловых мероприятий и оставшегося свободного времени, а также по пожеланиям
клиентов.
Деловая клиентура предъявляет определенные требования к гостиницам. Основными
из них являются:
- местонахождение в центре города;
- сочетание всех черт домашней обстановки (со свойственной ей уютом) с чертами
офиса - полным набором услуг связи, оргтехники, компьютерной техники и т. д.;
- гостиницы должны располагать удобной и надежной системой резервирования;
- быстрое оформление по прибытии и выезде;
- приемлемая цена;
- удобные для клиента формы платежа с предоставлением копии счета для отчета
перед компанией;
- круглосуточное обслуживание в номерах и др.
Прежде всего при организации встреч и конгрессов гостиница должна обеспечить безопасность
и приватность встреч.
Конгрессное обслуживание один из специфических видов туристского обслуживания.
Конгрессный туризм является одним из наиболее выгодных видов туризма в мире,
так как приносит принимающей стране значительно большие доходы, чем многие
другие виды туризма, например туризм с целью отдыха и развлечения.
Кроме того, конгрессный туризм имеет еще два больших преимущества перед прочими
видами путешествий:
1) конгрессный туризм дает возможность использовать материальную базу в периоды
межсезонья или в несезон;
2) бронирование мест для участников конгрессов осуществляется задолго до
проведения мероприятия.
Согласно статистическим данным наблюдается непрерывный рост конгрессного
туризма. Приблизительно 1 из 5 международных деловых туристов (или 1 % общего
числа международных туристов) совершает поездку с целью участия в конгрессах и
конференциях.
Конгрессы и другие мероприятия подобного рода организуются в местах, где,
помимо соответствующей материальной базы (гостиницы высокого класса,
предоставляющие большой набор услуг, наличие конгресс-центров), имеются и
возможности для отдыха, развлечений, занятий спортом.
Инсентив-туризм - этим термином обозначается динамично развивающийся в
настоящее время поощрительный туризм.
Поощрительный туризм представляет собой современное средство поощрения
сотрудников фирм и предприятий за достижения в труде наряду с такими
традиционными формами поощрения, как денежная премия, дотация к покупке товаров
и др.
Инсентив-тур имеет некоторые отличительные особенности по сравнению с обычными
поездками:
- это тур, который обычно согласовывается с туристской фирмой за 1-2 года до
начала поездки, так как программа реализации поощрений компанией рассчитана на
длительный период;
- этот тур организуется так, что участник поездки огражден от всяких проблем,
связанных с подготовкой и проведением тура, к тому же туристы, путешествующие
по инсентив-турам, -наиболее требовательная публика к вопросам качества
обслуживания;
- поездки, как правило, организуются в несезон - с октября по апрель (за
исключением рождественских праздников и Нового года);
- 90 % сотрудников, награжденных туристской поездкой, отправляются в нее вместе
с женой (мужем);
в программу таких поездок часто включаются деловые мероприятия, презентации,
обмен опытом, учеба.
Все это роднит инсентив-туризм с деловым обслуживанием на туристском рынке.
Инсентив-поездка - это один из современных приемов менеджмента, применяемых
руководством фирм, предприятий с целью повышения производительности труда сотрудников.
Компании рассматривают туристские поездки как одно из самых эффективных средств
поощрения сотрудников различного уровня.
Программы поездок составляются с учетом категории работников. Для примера можно
рассмотреть состав программ поездок для работников сбытовых служб и для
торговых посредников: