Другим показательным примером необходимости перемен изменившихся экономических
обстоятельств стратегии управления туризмом стало возрастание в 1997-1998 гг.
требования российских туроператоров и турагентов о защите интересов
внутрироссийского гостиничного и туристско-экскурсионно-го бизнеса. Не случайно
1998 г. прошел в рамках подготовки проекта Закона РФ "О социальном
туризме", воссоздания Всероссийского народного туристского общества
(ВНТО), подготовки Национального Конгресса туризма, а также активного
обсуждения проблемы въездного (для России) и внутреннего туризма.
Не каждая туристская компания или объединение проявляет стремление отказаться
работать по программам внутреннего и местного туризма. По крайней мере
правления нескольких организаций, например НТА(Национальная туристская
ассоциация), ОАО "ЦСТЭ-Интур - Центральный совет по туризму",
РМАТ(Российская международная академия туризма), открыто заявили о своих
намерениях вновь заняться туристскими поездками и путешествиями по маршрутам
Российской Федерации. Эти организации настойчиво проявляют инициативу
восстановить занятость туристского персонала на отечественных предприятиях
туризма и гостеприимства. Такие же намерения проявляет руководство туркомплекса
"Измайлово", ЗАО "Верхневолжская" и многие другие из 10
тысяч предприятий и учреждений социального туризма страны. В условиях ожесточенной
конкуренции, когда зарубежный туроператор на 85 процентов владеет в России
туристским пакетом на поездки за границу, руководство отечественных
туроператоров и турагентств вновь возвращается к организации местных маршрутов,
определению региональной политики, возрождению туристской экспедиции
"Россия - Родина моя". Указанный пример иллюстрирует очень простое
суждение: руководство, которое видит тенденцию лучше своих конкурентов, будет
более успешно поддерживать развитие своих экономических целей.
Осознание необходимости перехода в новые
сферы деятельности. Однако проницательное управление все-таки вносит
изменения в свой предпринимательский курс. Придет время, когда рост стоимости
услуг и тарифов в туристском бизнесе будет падать. Большинство компаний должны
полностью вовлекаться в новый бизнес, если они предполагают дальнейшее
развитие.
Например, все, кроме 5 из 15 организаций отечественного туризма, упомянутых
ранее, хотя и сохранили свои намерения развивать туристский бизнес в течение
последних семи лет, -вынуждены вовлекаться в новые сферы предпринимательства,
чтобы удержать свою деятельность. Безотлагательное осознание руководством
необходимости вовлечения в новые виды деятельности является живым стимулом
развития компании. Несколько объединений, которые упоминались ранее, достигли
конкретного результата, последовавшего за драматическим спадом в их
поступлениях.
Пять лет назад, например, правление туристской компании "Айрин"
(Россия) осознало, что развитие текущего бизнеса, возможно, ослабнет. Оно
начало систематически изучать свежие возможности. Посредством серии привлечений
корпорация вошла в ряд привлекательных сфер нового бизнеса. Предсказанное
падение роста объемов в первоначальном бизнесе началось, но оно было невидимым
и, естественно, возмещено новой деловой предприимчивостью, так как правление
было способно предвидеть необходимость соответствующих действий.