Рис.
6.8. Авторитет как система
Следует иметь в виду, что
забота об авторитете руководителя — это не только его личное дело, но и задача высшего
руководства, руководителя одного с ним уровня и особенно подчиненных, которые
призваны его укреплять, оберегать и повышать. С него они должны брать пример
добросовестного отношения к труду, организованности, честности, скромности.
Авторитет следует рассматривать как фактор, облегчающий управление и повышающий
его эффективность.
Укрепляя авторитет, менеджеру
необходимо следить за тем, чтобы он не подавлял им инициативу подчиненных.
Приемы создания (формирования) авторитета должны отвечать действующим в
обществе нормам этики и морали. Искусственные приемы формирования авторитета не
приводят к успеху: в результате этого появляется мнимый, или ложный, авторитет
(псевдоавторитет). А.С.Макаренко выделял следующие разновидности
псевдоавторитета:
авторитет расстояния. Руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он находится
«подальше» от подчиненных и держится с ними официально;
авторитет доброты. «Всегда быть добрым» — таков девиз такого типа руководителя. Такая
доброта снижает требовательность. Бывает так, что добрый руководитель оказывает
подчиненному «медвежью» услугу;
авторитет педантизма. В этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет
все стадии выполнения задания подчиненными, там самым сковывая их творчество и
инициативу;
авторитет чванства. Руководитель высокомерен, гордится своими бывшими или мнимыми нынешними
заслугами и везде старается их подчеркнуть. Такому руководителю кажется, что
эти «заслуги» обеспечивают ему высокий авторитет;
авторитет подавления. Менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно
полагает, что такие приемы укрепят его авторитет. В конечном итоге это лишает
людей уверенности, инициативы, порождает перестраховку и даже нечестность.
ДОМАШНЕЕ
ЗАДАНИЕ
1. Проведите самооценку своих
лидерских качеств по прилагаемой ниже шкале и обсудите их в своей «малой»
группе. Попытайтесь наметить план своего саморазвития.
Оцениваемое качество |
Степень
развитости (сильно → слабо) |
Умение
управлять собой Личные
ценности Личные
цели Способность
к саморазвитию Умение
принимать решения Изобретательность
и способность к инновациям Способность
оказывать влияние на подчиненных Знание
науки и искусства управления Способность
обучать (педагогические
способности) Умение
формировать и развивать трудовой коллектив |
9 8
7 6 5 4 3 2 1 9 8
7 6 5 4 3 2 1 9 8
7 6 5 4 3 2 1 9 8
7 6 5 4 3 2 1 9 8
7 6 5 4 3 2 1 9 8
7 6 5 4 3 2 1 9 8
7 6 5 4 3 2 1 9 8
7 6 5 4 3 2 1 9 8
7 6 5 4 3 2 1 9 8
7 6 5 4 3 2 1 |
Соедините
все выделенные цифры сплошной жирной линией и вы получите график самооценки.
Аналогичную
оценку могут сделать и ваши коллеги. Тогда вы получите свой «портрет» как бы со
стороны.
После сопоставления двух графиков составьте план
саморазвития.