Отрицательное явление
сверхнизкой общительности руководителей на результаты труда вполне объяснимо,
но почему невысока эффективность при высокой общительности руководителя (более
16 баллов)?
Казалось бы, чем более
общителен человек, тем он контактнее и это не преминет сказаться на результатах
труда. Однако на самом деле это не так. Как видно из рис. 10.2, и замкнутость,
и высокая, а также сверхвысокая общительность ограничивают познавательные
возможности руководителей по анализу, изучению и оценке как членов коллектива,
так и ситуации в целом. Нередко при принятии управленческих решений они могут
руководствоваться только внешними признаками, что, естественно, сказывается на
качестве их работы. Высокая общительность мешает руководителям
сосредоточиваться на решении главных вопросов взаимодействия в коллективе,
вызывает у них трудности в концентрации внимания.
Как правило, у членов
коллектива уже есть вполне сложившаяся социально-психологическая установка на
определенный уровень общения с руководителями. Сверхобщительные и замкнутые
руководители вызывают рассогласование между их поведением и установками членов
коллектива, что в целом отрицательно влияет на формирование благоприятного
социально-психологического климата в коллективе. Высокообщительные руководители
своей неумеренной общительностью просто мешают работе коллектива. При
взаимодействии с исполнителями срабатывает механизм «блокировки» общения с ним,
поэтому общение происходит на условиях, далеких от оптимальных.
Менеджер, не обладающий
должной чувствительностью к общению, как правило, много времени и энергии
тратит впустую, усиливая этим недовольство подчиненных. Руководитель должен
понимать, что умение общаться — не менее значимый элемент его профессиональной
деятельности, чем специальные знания и навыки работы.
Всякое общение отличается не
только своим содержанием, но и формой. Форма общения
—- это процесс взаимодействия людей, специфика их поведения по отношению друг
другу. Главное в выборе форм общения в том, чтобы «друзей не сделать врагами, а
врагов сделать друзьями» (Инге фон Ведемайер).
В данном случае речь идет о
качестве общения, а точнее, о его культуре. В связи с этим важно выделить
следующие компоненты общения:
коммуникатор — тот, кто
инициирует общение, сообщает информацию;
аудитория (реципиенты) — тот, кому сообщают информацию;
сообщение — то, что говорят
(содержание информации);
средства общения — технические
средства, благодаря которым информация поступает к ее получателю. В
преобладающем большинстве случаев решающее значение для дела имеет
содержательность общения, его насыщенность смыслом (даже самая лучшая форма
общения без содержательной части не может привести к желаемому результату).
Однако удачно выбранная форма общения сама по себе способствует достижению
целей организации. Но в каждом конкретном случае форма общения будет разной. В
связи с этим можно выделить две основные формы общения:
опосредованное (косвенное) —
через посредников, по телефону, факсу, обмен телеграммами и т.п.;