Предыдущая Следующая

Существуют и иные, связанные с туризмом, косвенные издержки, которые несет уже не правительство, а сами жители этого региона. Государство, например, никак не решает проблему, связанную с повышением интенсивности движения в период наплыва туристов в разгар сезона, и местные жители будут тратить больше времени на поездки на работу и обратно, для совершения покупок и т.д. Но такой вид издержек измерить практически невозможно.

Экономическое управление в отношении оптимизации туристских издержек сводится к определению их видов и источников их образования, чтобы в последующем найти наиболее эффективные управляющие воздействия по их разумному сокращению. Беспредельное же их сокращение приводит к снижению качественных параметров развития туризма, а соответственно, и к уменьшению эффективности управленческой деятельности. Косвенные и бюджетные издержки приведены в табл. 13.2.

 

Таблица 13.2

 

Виды косвенных и бюджетных издержек

Издержки

косвенные

бюджетные

Дорожные затраты и шум

 

 

Преступность

Пожары

Загрязнение воды

Загрязнение воздуха

Мусор

 

Нанесение ущерба природе

 

 

Разрушение социально-культурного наследия

Болезни и автокатастрофы

Строительство дорог, полицейские службы, общественный транспорт, транспортные терминалы и порты

Полицейские службы, система правосудия

Пожарная охрана

Надлежащее водоснабжение и канализация  Полицейские службы, автоинспекция

Система сбора и утилизации мусора, полицейские службы

Полицейские службы, парковые и рекре- ационные объекты, лесное хозяйство, регулирование рыболовства и охоты

Организация работы музеев и исторических объектов, полицейские службы

Больницы и другие объекты здравоохранения, санитарные службы и контрольные инспекции за качеством продуктов, полицейские службы, системы правосудия

 

 

В процессе менеджмента следует изучить то, какие из всех представленных в табл. 13.2 издержек наиболее сильно коррелируют с эффективностью туристской деятельности. Вполне возможно, что некоторые статьи издержек для какой-то категории туристов будут отсутствовать. Например, посетители какой-либо страны не создадут издержек в области регулирования охоты и рыболовства или лесного хозяйства. В связи с этим подсчет бюджетных издержек, связанных с туризмом, предполагает определение доли всех категорий этих издержек, указанных в табл. 13.2, которые приходятся на посетителей.

После определения валовых экономических выгод для страны (личных доходов, занятости, коммерческих доходов и их поступлений в государственную казну (см. 13.2.2) и издержек необходимо произвести примерную оценку чистого дохода от отдельных типов посетителей (см. табл. 13.3, пример условный).

 

Таблица 13.3

 

Пример сопоставления выгод и издержек

для туристского региона в зависимости от различных сегментов

туристского рынка за год

Сегмент рынка (услов-ный)

Количество посетителей

Государственный

доход,

$ США

Бюджетные издержки,

$ США

Соотношение поступлений и бюджетных издержек

№1

100 000

2 000 000

1 000 000

2,0

№2

200 000

6 000 000

1 500 000

4,0

№3

500 000

10 000 000

4 000 000

2,5

№4

400 000

4 000 000

2 500 000

1,6

 


Предыдущая Следующая