Паушальный (комплексный) тур — это пакет услуг из нескольких составляющих.
Туроператор составляет этот пакет предварительно для еще неизвестного ему
потребителя и предлагает его за одну общую стоимость. Туроператор собирает в
пакет дополняющие друг друга услуги, которые производятся чаще всего разными
предприятиями (исполнителями услуг). Результат комбинирования — получение
нового продукта. В этот продукт входят также услуги турпосредника по
консультированию и сбыту.
Слово паушальный указывает
по крайней мере на два признака: комплексный тур, представляющий из себя пакет,
который состоит из нескольких услуг и продается за общую стоимость; тур
является серийным, готовым и самостоятельным продуктом. При этом всем
потребителям предлагаются одинаковые услуги. Паушальный тур предлагается
постоянно и, как правило, в течение длительного периода времени (например,
туроператор предлагает с апреля по сентябрь каждую субботу путешествие в
Париж).
Всех туроператоров, работающих
на туристском рынке, можно классифицировать по их размерам,
региону действия, ширине и глубине программы и экономическим целям.
По размерам различаются крупные, средние и мелкие туроператоры. К
крупным туроператорам относятся предприятия, услугами которых пользуется более
100 тысяч человек в год, а их оборот составляет около 35 млн.долларов. В группу
средних туроператоров входят предприятия с клиентурой от 30 до 100 тысяч
человек в год. Чаще всего они имеют узкую специализацию деятельности: заполняют
только одну из рыночных ниш (специализация на определенном туре — например,
образовательные туры; специализация на определенном регионе — например,
Карпаты). К категории мелких туроператоров относятся самые разнообразные типы
предприятий: специализирующиеся на походном или молодежном туризме,
занимающиеся организацией путешествий, автобусные предприятия, одно из
направлений деятельности которых — перевозка туристских групп.
По
региону деятельности различаются международные,
межрегиональные, региональные и местные туроператоры. Международных
туроператоров мало. Лишь немногие крупные туроператоры предлагают свои продукты
в нескольких странах. Чаще всего они открывают за границей свои филиалы или
сотрудничают с национальными предприятиями.
К группе межрегиональных
туроператоров следует отнести предприятия, обслуживающие большую территорию
(несколько регионов). Региональные туроператоры предлагают свои услуги только
на определенной географической территории, но по обороту и количеству туристов
их можно отнести к крупным туроператорам. Местные туроператоры работают в
радиусе досягаемости местной рекламы.
Предложение туроператоров
отличается по ширине и глубине их
рабочей программы. Широкое
предложение охватывает множество разнообразных видов путешествий — например,
отдых на побережье моря, экскурсионные и образовательные поездки, знакомство с
городами. Предложение туроператора считается более глубоким, если для каждого
вида путешествий предлагается большой выбор разнообразных продуктов (рис.2.9).