Предыдущая Следующая

Как уже отмечалось ранее, предприятия первичных и вторичных услуг различаются не видом предлагаемой услуги или товара, а большим их объемом и большей значимостью по сравнению с остальными направлениями их деятельности. Если предприятие предлагает продукт, который используется как туристами, так и не туристами, то в данном случае следует рассмотреть структуру потребителей его товаров и услуг и на этом основании считать его предприятием либо первичных, либо вторичных услуг. Типичными предприятиями вторичных услуг являются предприятия общественного питания, некоторые транспортные предприятия, а также производственные, торговые предприятия и предприятия сферы бытовых услуг.

В группу предприятий общественного питания входят рестораны, кафе и бары, услугами которых пользуются как туристы, так и местные жители. Транспортные предприятия вторичных услуг отличаются от туристских транспортных предприятий тем, что среди их клиентов преобладают не туристы, а местные жители (в горнолыжных регионах на обычных маршрутах зимой вводятся дополнительные автобусные рейсы для перевозки лыжников). Второстепенный оборот от туризма получают некоторые промышленные и торговые предприятия (хлебопекарня, обеспечивающая хлебом ресторан гостиницы, и т.д.), а также предприятия сферы услуг (многопрофильные страховые компании, предприятия бытовых услуг и т.п.).

Общим признаком всех предприятий вторичных туристских услуг является невозможность точного определения объема товаров и услуг, которыми пользуются туристы. Распределение спроса между туристами и местными жителями может сильно колебаться в зависимости от сезона. Кроме того, в определении степени причастности предприятия к туризму важную роль играет место расположения предприятия (в магазине, расположенном около железнодорожного вокзала, основную массу покупателей составляют приезжие туристы).

Чтобы более наглядно представлять виды туристских предприятий (как первичных, так и вторичных услуг), можно разделить их на группы по направленности функций управления (рис. 2.10).

Рис. 2.10. Классификация туристских предприятий

по отношению к управляющей (управляемой) системе


Резюмируя вышеизложенное, можно сказать, что все туристские предприятия классифицируются по различным функциональным признакам и направлениям, что позволяет менеджменту произвести их эффективное разделение (табл.2.1).

 

Таблица 2.1

 

Признаки различия туристских предприятий

 

Признак различия

Содержание работы

Пример

Функция (задача)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Место

расположения

 

 

 

Качество

 

 

 

 

Размер

 

 

Владелец

транспортные услуги

размещение, питание обслуживание/сервис

турпосреднические услуги

 

организация

 

 

объединение предложений в комплекс

 

удобное размещение, ха- рактер, расстояние между местом отправления

и назначения

 

региональный, местный

характер, степень комфорта

 

 

 

пространственный объем

 

 

финансовая и производственная организация

транспортное предприятие

гостиница ресторан/гостиница

 

 

транспортное бюро/ управление

 

турбюро и туроператор туристическая организация

 

лагерь отдыха в горах, на море, места для выездов на отдых, и транспортные и административные центры

 

одна — пятизвездочные гостиницы, система индивидуального и общественного питания

 

крупные, средние, мелкие предприятия

 

управляемые и арен- дные предприятия, частные и финансовые общества

 


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz