12. Какой важнейший критерий
положен в основу классификации на предприятия первичных и вторичных услуг?
Какие сложности в связи с этим возникают?
13. Объясните, в каких случаях
идет речь о предприятиях первичных, а в каких — о предприятиях вторичных услуг:
а) в пригороде большого города
открылся греческий ресторан;
б) автобусное предприятие
делает летом три, а зимой — два рейса в неделю в определенный туристский
регион;
в) семья П. сдает комнаты в
своем доме приезжим гостям.
14. Выделите особенности
паушального тура.
15. Выявите различия в работе
туроператоров и тур-посредников.
16. Покажите роль в бизнесе
прочих туристских предприятий первичных услуг.
17. Поясните на конкретном
примере процедуру разделения труда в туристской фирме по функциональному
признаку.
Туризм — это не только важная отрасль экономики, но и сложная организационная структура. Не всегда можно точно определить, что же относится к туризму: потребители не замечают тесного взаимодействия туристских структур, а представители туристских предприятий выделяют в своей работе лишь часть общей системы. Между тем структура туризма определяет место трудовых коллективов и отдельных работников в туристских регионах, организациях и предприятиях. Это своего рода каркас, на котором строятся их отношения.
В более широком смысле под структурой управления туризмом понимается упорядоченная
совокупность взаимосвязанных элементов, находящихся между собой в устойчивых
отношениях, обеспечивающих их функционирование как единого целого. По существу,
речь идет о логических взаимоотношениях уровней управления и функциональных
служб, которые с помощью менеджмента строятся таким образом, чтобы достичь
стратегических целей туристской отрасли.
Управлять туристской
структурой — значит оптимально распределить цели и задачи между структурными
подразделениями и работниками организации.
Составляющими организационной структуры управления являются состав,
соотношение, расположение и взаимосвязь отдельных подсистем организации.
Создание такой структуры направлено прежде всего на распределение между
отдельными подразделениями организации прав и ответственности.
В структуре управления
организацией выделяются звенья (отделы),
уровни (ступени) управления и связи —
горизонтальные и вертикальные.
К звеньям управления относятся структурные подразделения, а также отдельные специалисты, выполняющие соответствующие функции управления либо часть их. К звеньям управления следует относить и менеджеров, осуществляющих регулирование и координацию деятельности нескольких структурных подразделений. В основе образования звена управления лежит выполнение отделом определенной функции управления. Устанавливающиеся между отделами связи имеют горизонтальный характер.
Под уровнем
управления понимают совокупность звеньев управления, занимающих
определенную ступень в системах управления организацией. Ступени управления
находятся в вертикальной зависимости и подчиняются друг другу по иерархии:
менеджеры более высокой ступени управления принимают решения, которые
конкретизируются и доводятся до нижестоящих звеньев. Пирамидальная структура
управления организацией показана на рис. 2.12.