симпатия. Люди часто присоединяются к неформальным группам — просто для того,
чтобы быть ближе к тому, кто им симпатичен.
Неформальные группы
одновременно могут быть и похожи, и непохожи на формальные структуры. В связи с
этим необходимо выделить признаки, характеризующие
эти группы:
социальный контроль. Неформальные организации осуществляют за своими членами социальный
контроль. Речь идет об установлении и укреплении норм — групповых эталонов
приемлемого и неприемлемого поведения. Естественно, тех, кто нарушает эти
нормы, ждет отчуждение. Менеджеру в этой связи следует знать, что социальный
контроль, осуществляемый неформальной группой, может положительно влиять на
достижение целей формальной организации;
сопротивление переменам. В неформальных организациях всегда наблюдается тенденция к сопротивлению
переменам. Частично это объясняется тем, что перемены могут нести в себе угрозу
их дальнейшему существованию;
неформальные лидеры. У неформальных организаций, как и у формальных, есть свои лидеры. Однако лидер формальной организации имеет поддержку в виде делегированных ему официальных полномочий и действует в отведенной ему конкретной функциональной области, а опора неформального лидера — признание его группой. Сфера влияния неформального лидера может выходить даже за административные рамки формальной организации. Неформальный лидер выполняет две первостепенные функции: помогает группе в достижении ее целей, поддерживает и укрепляет ее существование.
Существование неформальных
групп в организации — вполне нормальное явление. Такие группы чаще всего
укрепляют трудовой коллектив, и формальный руководитель организации должен их
поддерживать. Так, например, фирма «Коргинг гласс» (США) установила в здании
эскалаторы (вместо лифтов), чтобы увеличить возможность неформальных контактов
между сотрудниками; фирма «МММ» (США) организует клубы с целью повышения
вероятности случайных бесед, способствующих решению проблем. Все это усиливает
чувство причастности к коллективу. Здесь налицо единство и солидарность,
которые проявляются не только в труде, но и в часы досуга. Товарищеские
контакты во время работы и по ее окончании, сотрудничество и взаимопомощь
формируют здоровый психологический климат в организации.
Было бы неправильно
утверждать, что существуют рецепты оптимальной организационной структуры,
подходящей для всех организаций. Организацию следует формировать таким образом,
чтобы в последующем можно было эффективно выполнять общие стратегии, выбранные
руководством для достижения поставленных целей. Следовательно, чтобы стать
экономически эффективными в процессе своего функционирования, организации
должны изменить и количественно, и качественно не только свои
производственно-экономические задачи, но и организационные структуры. С одной
стороны, речь идет о том, чтобы эффективно применить имеющиеся в наличии
средства и обеспечить необходимые для рационального использования ресурсов
порядок и стабильность; с другой стороны, организация должна быть достаточно
гибкой, чтобы своевременно реагировать на изменения как внутренней, так и
внешней среды.