— У нас была, но
только очень старая.
— Принеси завтра
— мы ее посмотрим. А, кроме того, вот что: Наташа позвонит в пункт проката и
выяснит, есть ли там палатки и сколько стоит прокат. А Леня сделает это же в районном
клубе туристов.
Все поручения надо
обязательно записать и при следующей встрече прямо начинать с проверки по
списку, что, сделано, а что нет. Кроме того, следует помнить, что, давая
поручения, надо очень тщательно проинструктировать ребят, объяснив все
подробности. Иначе Сережа принесет топор, который легко соскакивает с топорища,
Коля — заржавленный, с крупными выбоинами и зазубринами, а третий топор
окажется тяжелым колуном, непригодным для похода. Топоры будут взяты точно по
списку, а рубить дрова нечем.
Третье, что должен
подготовить руководитель, — это список необходимых продуктов, но об этом
достаточно подробно будет рассказано в главе 2 «Питание в походе».
Вот, примерно, что обсуждают
на собрании, посвященном будущему походу. Достаточно ли будет провести одно
такое собрание или придется встретиться несколько раз, зависит в основном от
сложности и продолжительности похода и связанной с этим объемом предшествующей
подготовки. Если речь идет об однодневном походе, то следующую встречу лучше
всего назначить уже на вокзале, возле школы — словом, там, где назначено место
сбора перед выходом. К многодневным походам туристы начинают готовиться
заблаговременно, и в этом случае общие встречи повторяются несколько раз,
обычно с интервалом в неделю.
Участники похода
докладывают, что удалось сделать, что не получилось, вместе с руководителем
намечают новые поручения.
Конечно, если в походы
постоянно ходит одна и та же группа, где все имеют твердые обязанности, то
иногда можно обойтись и без собрания. Просто назначается время и место встречи,
а каждый участник заранее знает, что он должен сделать.
Перед длительным походом
необходимо провести родительское собрание. На нем руководитель сообщает
родителям цели и задачи похода, если надо, разъясняет, что он не таит, в себе
ничего страшного, рассказывает, чем родители могут помочь своим детям в ходе
подготовки.
Важным в организации группы
является распределение постоянных обязанностей. Что это за обязанности? Прежде
всего, надо выделить из числа ребят старшего или помощника руководителя.
Иногда его именуют командиром группы, старостой или еще как-то. Суть дела не в
названии. Это старший среди юных туристов, подчиненный непосредственно
взрослому руководителю группы и его заместителю. Обычно старшим становится
наиболее опытный или авторитетный среди ребят. Руководителю похода следует
поручить часть своих дел старшему в зависимости от его квалификации и
способностей. Следует стараться всячески поддерживать авторитет старшего перед
ребятами, используя как позитивные меры, например, периодически советоваться с
ним (пусть даже это не всегда вызвано необходимостью), так и негативные.
Например, если старшему было поручено обеспечить своевременное снятие лагеря, а
вовремя это сделано не было, то выговор во многих случаях должен получать он,
а не непосредственные виновники задержки, не успевшие уложить свои рюкзаки.