Предыдущая Следующая

Предполагается, что с педагогическим отчетом руководитель группы выступает на педсовете, однако на практике это соблю­дается далеко не всегда. Нередко форму этого отчета и основ­ные вопросы, которые должны быть в нем освещены, руководитель похода просто согласовывает с директором школы.

При подготовке педагогического отчета нужно иметь в виду следующее. Как правило, и директора, и коллег-учителей, да, пожалуй, и родителей интересует в первую очередь воспита­тельный аспект. И это не случайно. Туризм представляет собой одно из важных средств коммунистического воспитания. Дейст­вительно, воспитание, например, патриотизма начинается с углубленного познания Родины, это отмечал в свое время еще М. И. Калинин. Понятно, что в познании своей страны туризм вне всякой конкуренции стоит на первом месте. В этом смысле с ним не может сравниться не только ни один другой вид спор­та, но, пожалуй, и вообще никакой другой вид общедоступной деятельности. Занятия туризмом знакомят человека с природой родной страны, ее историческим прошлым, памятниками культуры, природными богатствами, с жизнью ее городов и сел, раз­витием промышленности и сельского хозяйства, культуры и науки. Даже такая, казалось бы, простая вещь, как установле­ние близкого контакта с природой, несет в себе огромный вос­питательный заряд. Вспомним, как говорил поэт, признаваясь в свой любви к Родине:

 

Но я люблю, за что не знаю сам,

Ее степей холодное молчание,

Ее лесов дремучих полыхание,

Разливы рек ее, подобные морям.

 

Чтобы все это запало в душу, надо познакомиться и с могу­чим колыханием лесов, и с холодным молчанием степей, и с безбрежными разливами рек не на экране кино или телевизо­ра, не из окна вагона или мчащегося мимо всего этого автобу­са, а непосредственно лицом к лицу. Многие горожане забыли о таких встречах. Туризм возвращает им эту возможность. Тес­ный контакт с природой оставляет в душе человека очень глу­бокий след. И когда пытаешься осознать это, всплывает такое же глубокое, как у поэта, неподвластное разуму чувство; «Но я люблю, за что не знаю сам...»

Очень большое значение в воспитании имеет непосредствен­ное знакомство и общение туристов с людьми разных, часто не­знакомых ранее профессий, другого уклада жизни, несколько иных по сравнению с привычными обычаев. Так, короткое за­мечание, сделанное во время похода опытным туристам, о том, что нельзя идти напрямик через засеянное поле, а необходимо обойти его краем, пусть даже потеряв на этом какое-то время, нередко дает для воспитания у школьников-горожан уважения к  сельскому труду больше, чем иная лекция.

Нельзя забывать и о глубокой воспитательной силе самого походного уклада жизни, складывающегося в туристском кол­лективе. При правильно построенных взаимоотношениях жизнь в таком коллективе строится на основе самоуправления и само­обслуживания. А это развивает у ребят активность и любозна­тельность, инициативу и самодеятельность, способствует формированию многих важных навыков, которые пригодятся в даль­нейшей жизни. Многие из знаний, полученных на уроках в школе, вновь оживают в туристском походе, подчас в довольно неожиданном преломлении. Это способствует более глубокому усвоению знаний, связи их с реальной жизнью и в целом содей­ствует задачам политехнического обучения.


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz