Предыдущая Следующая

В прошлый раз я высказал мнение, что Валю следует сделать помощником руководителя. Но мы е вами, ребята, упустили из виду, что нам нужен топограф. Это очень ответст­венная работа. Он должен побывать в Доме пионеров, в клубе туристов, посмотреть имеющиеся там карты, составить кроки маршрута, а что можно — скопировать на кальку. Я думаю, что всем этим просто некому будет заняться, если Валю мы сделаем моим помощником.

Другой вопрос, связанный с распределением обязанностей, который часто волнует руководителя: в какой мере ему само­му брать на себя походные обязанности? Участвовать в несе­нии дежурств или нет? Брать на себя функции направляющего или замыкающего?

Участвовать в дежурствах руководителю обычно нет смыс­ла. У него и без того много забот. Но он должен быть готов, если это нужно, вмешаться в любую работу — будь то работа у костра, заготовка дров или установка палатки. Не правы те руководители, которые полагают, что во имя поддержания ав­торитета они должны только отдавать распоряжения и ничего больше. Ребята уважают того руководителя, который не пре­небрегает и черновой работой. Что же касается функций направляющего и замыкающего, то это зависит целиком от кон­кретной ситуации в походе. Иногда это целесообразно, иног­да — нет. Но если руководитель уверен, что с этим делом справятся и ребята, надо стараться по возможности дать по­ходить в этой роли им самим, внимательно наблюдая за дей­ствиями подопечных и приходя им на помощь в случае необ­ходимости.

То же самое можно сказать и о вмешательстве в работу завхоза, ответственного за снаряжение, и других ребят, имею­щих постоянные обязанности в группе. Надо проверять со­ставленные ими списки или разработать списки вместе, помогать этим ребятам, контролировать их работу, вовремя давать советы, но не брать их работу полностью на себя. Руководст­воваться при этом надо тем, что в идеале жизнь туристской группы должна строиться на основе самоуправления и самообслуживания. К этому и должен готовить ребят уме­лый руководитель.

 

Выбор и разработка маршрута

После того как установлена цель похода и определился состав группы, наступает очередной этап подготовки — выбор и разработка маршрута.

Проще всего обстоит дело с непродолжительными похода­ми по родному краю. Для начала можно воспользоваться спе­циальными путеводителями, в которых рекомендуются уже разработанные маршруты. Различные наши центральные и областные издательства теперь более или менее систематически выпускают подобную литературу. В качестве примера можно указать книгу «Туристское Подмосковье», которую подготови­ли мастера спорта Б. Мясоедов и Т. Пахомова (М., Физкуль­тура и спорт, 1972)               См. список литературы на с. 203—201.

  Хороший перечень литературы опубли­кован в «Книжном обозрении» № 26 за 22 июня 1979 г.

Пусть руководителя и ребят не смущает, что рекомендован­ные маршруты ранее уже были кем-то пройдены. От этого они не стали менее интересными. В путеводителях содержится вся необходимая информация о маршрутах (в том числе их схемы), и можно легко подобрать себе тот, который соответствует намеченным целям и составу группы.


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz