Предыдущая Следующая

Все это хорошо, но в чем же состоит реальная польза туризма?

Начнем с самого простого. Кто из родителей не хочет, что­бы его ребенок вырос здоровым и выносливым? Но далеко не все знают, как это сделать. Многие родители во избежание простуды закутывают детей так, что обилие одежды начинает мешать их движениям. Нередко это продолжается в семье из года в год.

Сначала ребенка тепло одевают родители, а потом он и сам приучается так одеваться. Эффект такой привычки обычно бы­вает противоположным желаемому — ребенок растет хилым, его изнеженный организм легко подвергается всяким заболеваниям.

Настоящее здоровье достигается совершенно другими мера­ми. Суть их состоит в постепенном приучивании организма к изменениям внешней среды, то есть в закаливании.

Туризм — прекрасное и эффективное средство воспитания здорового и закаленного человека. Пусть он не дает такого развития мускулатуры, как другие виды спорта — скажем, гимнастика, борьба, бокс и т. д. Но зато здоровью туриста мо­гут позавидовать многие. Ему не страшно промочить ноги, он не боится простудиться на ветру, вымокнуть под дождем. Ту­ризм закаляет так, как ни один другой вид спорта. Более того, туризм с его большими, но равномерно распределенными во времени нагрузками способствует излечению некоторых заболеваний.

Занятия туризмом вырабатывают у человека ряд очень ценных навыков, например, навык в правильной, ходьбе. Боль­шинство горожан, пользуясь для повседневного передвижения услугами транспорта, проводя отпуск на террасе дома отдыха или в гамаке на даче, буквально отучаются ходить. Пройти 15—20 километров—не по лесной чаще, нет, а по обычной проселочной дороге — для них непосильная задача.

Турист умеет ходить. Обладает он и многими другими, под­час мелкими и незаметными навыками, которые в сумме дела­ют человека приспособленным к жизни. Он понимает, какие дрова хороши, а какие не будут гореть. Он умеет быстро раз­вести огонь, сварить пищу, правильно ориентироваться и не заблудиться в лесу, быстро починит порвавшуюся одежду... Здесь идет речь о туристах-школьниках, а не о взрослых ту­ристах-разрядниках, которые умеют двигаться сквозь глухую тайгу по звериным тропам и затесам многолетней давности, в трескучие морозы ночевать на снегу, строить плоты без едино­го гвоздя и проходить на них бурные речные пороги и перекаты.

В туристских походах оживают и получают совершенно но­вое звучание многие знания, приобретенные на уроках геогра­фии, биологии, математики, астрономии, которые подчас усваи­ваются формально и остаются, по существу, обременяющим память балластом, негодным ни к какому употреблению.

Знакомясь во время походов с предприятиями, стройками, колхозами и совхозами, с людьми различных профессий, школьники более осмысленно подходят к выбору будущей спе­циальности. Многие ребята, например, хотят стать геологами. Но ведь такая работа — это не только песни у ночного костра, радость открытий и путешествий по нехоженым местам. Это и грязь, и холод, и пронизывающий до костей ветер, и валящая с ног усталость. Так пусть ребята сходят в поход раз, другой, третий, пусть познакомятся со всеми сторонами походной жизни. Пусть не по книжкам они узнают, на что идут, из­бирая романтичную специальность геолога.


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz