Предыдущая Следующая

В настоящей книге конкретно и в доступной форме изло­жен тот минимум знаний, который, безусловно, необходим всякому, кто отправляется в туристский поход.

Книга написана с учетом опыта массового самодеятельно­го туризма. Вместе с тем в книге нет прямого перенесения в детский туризм всего, что накоплено взрослыми. Все заимст­вования из практики взрослого туризма были проверены автором на многолетнем опыте походов со школьниками.

В книге излагаются лишь элементарные основы техники и тактики пешеходного туризма, главным образом применитель­но к летним путешествиям по населенной местности. Рассмат­риваются, в частности, вопросы организации группы, выбор маршрута, приводится характеристика индивидуального и группового снаряжения, даются рекомендации по приготовлению пищи в походных условиях, разведению костра, подве­дению итогов похода и т. д.

Кроме педагогов и пионервожатых, эта книга будет также интересна родителям, отправляющимся в поход со своими ре­бятами, организующим поход по поручению родительского ко­митета или просто собирающим сына или дочь в дорогу. С пользой для себя ее прочтут сами школьники, занимающие­ся туризмом, а также все, кто недавно стал туристом, и не на­копил еще достаточного опыта путешествий по туристскимтропам.

Значение туризма, как одной из форм физического развития, познания окружающего мира, всестороннего воспитания совет­ского человека, особенно молодежи, непреходяще. Это еще раз подчеркнуто на XXVI съезде КПСС. «Всемерно развивать и со­вершенствовать организацию отдыха трудящихся и туризма», — говорится в «Основных направлениях экономического и социаль­ного развития СССР на 1981—1985 годы и на период до 1990-года»¹.

Автор выражает искреннюю признательность своим млад­шим товарищам — школьникам, с которыми он путешествовал по туристским тропам, так как именно эти походы позволили ему обобщить опыт проведения туристской работы с детьми и затем рассказать об этом читателям.

 

* * *

 

Первое издание «Азбуки туризма» вышло в 1973 г. и бы­ло благоприятно встречено читателями. Рецензии в печати, авторская почта, встречи с руководителями детского туризма показали, что книга оказалась полезной при проведении ту­ристских походов со школьниками.

В соответствии с пожеланиями рецензентов и читателей "новое, второе, издание «Азбуки туризма» дополнено разделом, посвященным ориентированию в походе. Кроме этого, более подробно изложены вопросы, связанные с подведением ито­гов похода, с оказанием доврачебной помощи, устранены так­же ошибки, допущенные в первом издании.

1 Правда, 5 марта 1981 г.


 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОХОДА

Цель похода

Каждый поход, будь то воскресный выход или многодневное путешествие, должен иметь цель. Причем не подразумева­емую, а словесно сформулированную и доведенную до сведе­ния каждого участника похода.

Перед походом могут ставиться экскурсионные цели (посе­тить места, связанные с жизнью и деятельностью В. И. Ленина; осмотреть дом-музей П. И. Чайковского; познакомиться с ра­ботой колхоза-миллионера); агитационные и военно-патрио­тические (пройти по местам боев Великой Отечественной вой­ны; посетить подшефный колхоз в период избирательной кам­пании; дать концерт самодеятельности); цели, связанные с вы­полнением общественных заданий (собрать гербарий, провести простейшие гидрологические измерения), и т. д.


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz