Предыдущая Следующая

В общих чертах маршрут уже ясен: сначала до брода, а затем, огибая озеро с запада, до моста. Выйдя на северную окраину Никитского, турист пойдет в общем направлении на север, не особенно заботясь о точности выдерживания направления, но помня, что отклонение к востоку всё же предпочтительнее, чем отклонение к западу. Здесь же заранее наметит, как погасить неизбежную ошибку. Если он выйдет на обрывистый берег р. Каменистой, значит, вопреки ожиданию он слишком отклонился к западу и надо идти вдоль реки вниз по течению до места, где ее пересекает полевая дорога. Здесь и будет брод. Если же раньше, чем достигнет реки, он выйдет на полевую доро­гу, значит, допущено от­клонение к востоку, и надо пойти по дороге влево. Она и приведет прямо к броду. Если турист вый­дет к реке на участке, ли­шенном особых примет, значит, направление на север выдержано более или менее точно. Нужно пойти вниз по реке до брода.

Никаких промежуточ­ных ориентиров, никакого счета пройденных шагов вести не требуется. Даже о выдерживании точного направления не требуется особенно   беспокоиться: важно не допустить очень уж грубой ошибки (на 30° или более).

Теперь посмотрим, как будет действовать турист после брода через р. Каменистую. Прежде все­го, он не станет поки­дать дорогу, которая по­сле брода пойдет ле­сом и поэтому заслужи­вает названия уже не полевой, а лесной дороги. Решение ис­пользовать эту дорогу может служить хорошей иллюстрацией одного из названных выше приемов, используемых при втором способе ориентирования: направление дороги сильно отличает­ся от нужного, но, тем не менее, турист может построить свои действия так, чтобы на каком-то участке воспользоваться ею. В нашем случае целесообразно пройти по дороге до пересече­ния ее с просекой. Отклониться с дороги невозможно, просека в этом районе единственная, и место их пересечения определя­ется совершенно однозначно. Отсюда нужно взять азимут на участок пашни, окруженной лесом. Поскольку участок пашни имеет достаточную протяженность, опять-таки можно не осо­бенно заботиться о точности направления: любой азимут, ле­жащий в пределах от 10 до 30°, выведет к нужной цели. Зна­чит, самое разумное — следовать по азимуту 20° с допустимым отклонением ±10°. С такой точностью выдержать направление может даже малоопытный турист. Кроме того, не допустить слишком большой погрешности поможет внимательное наблюдение за местностью. Впереди слева по ходу движения на кар­те показана овальная высота. Вряд ли она будет видна в ле­су, но направление склонов должно быть достаточно заметным для внимательного наблюдателя. Первую часть пути подъем местности должен чувствоваться по ходу движения впереди слева, затем слева и, наконец, оказаться сзади слева, или, ины­ми словами, можно будет почувствовать понижение местности в направлении вперед вправо. Поэтому, если вскоре после вы­хода окажется, что ощущается подъем прямо по ходу движе­ния, значит, произошло отклонение влево от намеченного пути и группа начала подъем на овальную высоту. Можно будет тут же внести коррекцию в направление движения, приняв вправо. Если сходным образом окажется, что заметен спуск прямо по ходу движения, значит, произошло сильное отклоне­ние вправо и группа начала спуск в низину, где лежит оз. Чер­ное. Опять-таки можно будет внести коррекцию в направление движения. Разумеется, перед тем, как производить такую кор­рекцию, нужно проверить направление движения по компасу. Отмеченные изменения рельефа должны служить сигналом для такой проверки, а не сигналом для внесения коррекции. Если произошла ошибка, она тут же выявится при контроле по ком­пасу. Если же показания компаса говорят, что ошибки нет, а слабо заметные особенности рельефа (как на нашем маршру­те) наводят на мысль, что ошибка могла произойти, надо от­дать предпочтение компасу. Дело в том, что на закрытой сла­бо- и среднепересеченной местности даже довольно опытный путешественник показанные на карте изменения рельефа мо­жет спутать с локальными повышениями и понижениями, ко­торые заметны на местности, но слишком незначительны, что­бы быть отмеченными на карте. Чтобы этого не произошло, в сомнительных случаях лучше доверять компасу.