Предыдущая Следующая

Кроме, того, в колонне обязательно назначается замыкаю­щий. Чаще всего это второй по силе и опытности турист в группе. У него в рюкзаке обычно находятся аптечка и ремонтный набор, он всегда должен быть готовым оказать необходимую помощь. А главная его задача — держать в поле зрения всю группу и не допускать, чтобы кто-нибудь оставался сзади него. Именно он отвечает за то, чтобы никто не отстал и не потерялся.

Вот теперь мы подошли еще к одному туристскому правилу. Группа должна двигаться в определенном порядке, а не в том, который получится случайно. Неправильно поступают те юные туристы, которые решают: пусть все идут, кто как хо­чет. Успеху похода это не способствует. Нужно заранее подумать, кто из ребят лучше справится с обязанностями направляющего и замыкающего, а перед выходом на маршрут объя­вить это для всей группы. Во время перехода надо производить перестановки в группе, если кто-нибудь начинает тяжело идти.

В учебном походе перестановки в группе производят еще и с учебными целями, чтобы потренировать ребят в роли направляющего, ведущего, замыкающего, чтобы дать им почувствовать, как идется в голове походной колонны, в середине, в хвосте.

А что же делает во время перехода руководитель группы?

Главная его задача — обеспечить общий порядок в движущей­ся по маршруту группе. Поэтому он может взять на себя любую полезную для группы обязанность. Обычно почему-то счи­тают, что руководитель должен во время перехода совмещать роли направляющего и ведущего. Но это совсем не обязатель­но. Нередко бывает, например, что в качестве руководителя похода идет школьный учитель, который ориентируется на ме­стности и держит темп хуже, чем ребята, имеющие значки и разряды по туризму. Тогда он назначает из их числа и веду­щего, и направляющего, нередко замыкающего, а сам идет где-нибудь в середине колонны.

Вот еще несколько полезных советов. Во время перехода рекомендуется следить за временем по часам. Прежде всего, это нужно для того, чтобы точно соблюдать периодичность де­сятиминутных привалов. Лучше всего это поручить направляющему или ведущему. Но желательно, чтобы на первых порах контроль за временем осуществлял не один, а два человека: юные туристы, как уже говорилось выше, в начале дня часто забывают о необходимости делать привалы. Помимо этого, контроль за временем позволяет по количеству сделанных переходов судить о пройденном расстоянии. Привычка следить за временем и соотносить его с пройденным расстоя­нием постепенно приводит к выработке чувства, темпа движения, которое в свою очередь существенно помогает человеку в ориентировании на местности, о чем уже шла речь выше. И наконец, следить за временем надо для того, чтобы мак­симально использовать для отдыха десятиминутные привалы, Дело в том, что полноценность этого отдыха зависит не толь­ко от своевременности привалов, но и во многом от правиль­ности выбора места для них. Иной раз имеет смысл остановить­ся на несколько минут раньше, чем предполагалось, или, на­оборот, пройти немного дольше, чтобы найти хорошее место для отдыха. Бессмысленно, например, в жаркий летний день останавливать группу на привал в открытом месте под па­лящими лучами солнца. После такого «отдыха» участники группы только раскиснут, станут вялыми и идти станет труднее. В холодное время года главным требованием к месту привала является его защищенность от ветра. Летом в жару, на­против, ветерок желателен, но, главное, надо, чтобы была тень. А вот наличие воды, вопреки мнению многих начинающих пу­тешественников, совсем не обязательно и, более того, обычно нежелательно. Почему так, будет сказано ниже.


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz