Предыдущая Следующая

 

Комплектование группы

 

Комплектование группы очень тесно связано с целями по­хода и может осуществляться двумя способами. Первый из них — когда сначала намечают цель похода, а потом подби­рают подходящих участников. Вспомним ребят, исследовавших верховья притоков Клязьмы. Они сначала наметили себе цель, а уже в соответствии с ней подбирали участников. Цель их похода потребовала ограничения состава участников разряд­никами и значкистами. Новичков в такие походы не пригла­шали.

При втором способе организации похода нужно сначала выявить желающих участвовать в походе и лишь после этого намечать посильные для них цели.

Каким способом выгоднее пользоваться? Все зависит от условий, в которых приходится работать. Если в школе нет по­стоянно действующего кружка или секции туризма, если тури­стская работа там широко не развернута, то чаще всего при­дется начинать с подбора желающих участвовать в походе, а цели намечать исходя из того, что уже знают и умеют ребята.

Если в школе существует туристская секция, ведущая по­стоянную работу, если есть довольно много ребят, интересую­щихся туризмом, то, наверное, чаще будет использоваться пер­вый способ, когда сначала намечается туристское мероприятие, а потом подбираются участки, подходящие для его осуществ­ления.

Несколько слов о составе группы. Прежде всего, не следует формировать слишком многочисленные группы. Если в поход записалось человек 25 — 30, то, как правило, группа будет очень неоднородна если не по своему туристскому опыту, то, во всяком случае, по интересам и по силам. Различием в интере­сах можно еще пренебречь (хотя это тоже нежелательно), но от различия в физической подготовке никуда не уйдешь: одни будут все время отставать, другие выражать недовольство тем, что группа идет медленно. Такая группа растягивается чуть ли не на километр, люди идут на значительном удалении друг от друга, связь между ними нарушается. Управлять такой груп­пой очень трудно, да и в сколько-нибудь усложнившихся условиях — например в сумерках, в густом подлеске — часть группы может оторваться от основного ядра. Обучать чему-нибудь в такой группе нельзя. Все силы руководителя уходят на организацию передвижения группы и устройство быта. Мно­го времени занимает устройство бивака и свертывание его.

Некоторые руководители, чтобы управлять такой группой, вводят элементы строевой подготовки (построения, рапорты и т. д.), переходят на отдачу приказаний армейским, команд­ным языком. В ряде случаев это дает хорошие результаты, но прежде чем переходить на такой способ управления, надо хо­рошо знать команды и уметь их отдавать, иначе действия та­кого руководителя будут выглядеть комично. Нельзя не учи­тывать и того, что большие группы встречаются со значитель­ными трудностями на транспорте (не всегда удается усадить 25—30 человек в пригородный автобус, который и без того до­статочно заполнен) и в размещении на ночлег в населенных пунктах (хроме школы и клуба, остановиться, пожалуй, негде, а они есть не во всякой деревне). Короче говоря, лучше не собирать для похода большие группы. Кстати, если перед по­ходом стоят учебные дели, то оптимальный состав группы 4—6 человек, иначе обучать трудно.


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz