Предыдущая Следующая

канского континента, в его экваториальные районы. В значительной степени благодаря торговле в эпоху средневековья из этой среды вышли выдающиеся путешественники: Ахмед ибн-Фадлан, Аль-Гарнати абу Хамид, Ибн-Баттута абу Абдаллах Мухаммед,

Аль-Хасан ибн-Мохаммед и др.

Европейцы многие сведения об африканских странах и народах

получали именно через арабских купцов. Кроме того, сведения «из первых рук» Европа получала о таинственном и сказочно богатом Китае, о недостижимых и полуреальных Суматре и Яве, о неизве-

стных странах Юго-Восточной Азии, и, наконец, о столь вожде-

ленной Индии именно от арабских купцов-путешественников. Арабам уже с X в. хорошо были известны наиболее удобные с

торговой точки зрения порты на западном побережье Африки (Занзибар), по свидетельству Аль-Масуди. Очевидно, что арабы, знакомые с трудами Птолемея, опровергли его картину мира, они знали, что можно обойти этот континент с юга.

А. Гумбольдт ссылался на арабские источники, в которых говорилось о плавании 1420 г. арабского корабля, который за 40 дней прошел вдоль Атлантического побережья Африки, а за 70 дней обогнул ее всю.

Знаменитым ученым путешественником был Идриси (1100 — 1166), он был уроженцем Кордовского халифата, располагавшегося на Пиренейском полуострове. Идриси в своих многочисленных и продолжительных путешествиях изучил Англию, Францию, Испанию, а также Малоазийский полуостров.


Ему было сделано почетное предложение сицилийским королем, норманном Рожером II: посетить Сицилию с целью составления географических карт. Карты Идриси, над составлением которых он трудился более 15 лет, воспроизводили территории от Гибралтарского пролива, который ученый считал рукотворным, до Японских островов.

Последователем Идриси следует считать другого арабского картографа — Ибн-аль-Варди, который в XIII в. создал «круговую карту мира».

Основываясь в значительной степени на географических познаниях арабов, в XIII в. создается энциклопедический труд: многотомный «Географический словарь», автором которого был византиец, мусульманин Якут (1179— 1229). Якут, конечно, использовал в своей работе и доступный ему античный и византийский географический материал.

Китайцы, индонезийцы, малайцы, со своей стороны, продолжали исследования и активизировали торговлю в восточной части Индийского океана.

Китайская династия Тан (618 — 907) вела активную внешнюю торговлю с арабским халифатом, Индией, Сиамом. Ремесло и торговля строго регламентировались и регулировались многочисленными императорскими чиновниками. В правление династии Сун (960 — 1279) продолжает совершенствоваться ремесло. Широко распространяется книгопечатание (ксилография), производится знаменитый сунский фарфор, изделия из лака и слоновой кости, что, безусловно, являлось предметами экспорта. Насколько сильное впечатление произвели на европейцев достижения Китая можно судить по описаниям Марко Поло, посетившего эту страну в конце правления династии Сун.

Большое внимание в государстве уделялось речному судоходству. «Великий хан приказал вырыть большие, широкие и глубокие каналы от одной реки к другой, от одного озера к другому, пустил в них воду, и вышла как бы одна большая река, большие суда плавают тут. Ехать можно и посуху; рядом с водным путем по земле-шоссе» [38]. В Сучжоу путешественника поразили мосты: «В этом городе добрых шесть тысяч каменных мостов, а под мостом пройдет не одна, а две галеры.». А Ханчжоу вообще был подобен Венеции, в нем, по свидетельству Марко Поло, целых 12000 мостов. «Не удивляйтесь, что мостов тут много; город, скажу вам, весь в воде, и кругом вода; нужно тут много мостов, чтобы всюду пройти.» Он также обращает внимание на то, что все улицы и дороги в городе и даже пригородах вымощены камнем и кирпичом, «и верхом ездить, и пешком ходить по ним хорошо». В 25 милях от города находится международный порт Ганьфу, куда приходят суда из Индии и других стран, уплачивая таможенную пошлину на свои товары.


Предыдущая Следующая