Предыдущая Следующая


глобусы, а чуть позже — атласы, нередко строго засекреченные, печатались в Амстердаме и Лейдене.

Уже в конце XVI в. правительство Объединенных северных провинций (как официально называлась Голландия в то время) показывает свой глобалистский подход к международной торговле. Средиземное море — «мать коммерции», как его называли в средневековье, — Балтийское и Северное моря становятся тесны для них. Кроме того, голландцев не устраивал и раздел мира между Испанией и Португалией. И правительство назначает премию тому, кто первый пройдет северо-восточным путем по морям Северного Ледовитого океана, и, обогнув Азию с севера, достигнет Китая.

Амстердамские купцы для этой цели в 1596 г. снаряжают два корабля, штурманом на одном из них был Биллем Баренц. Авторитет Баренца был очень высок, именно к нему обращались со всеми вопросами в трудных ситуациях. В результате этой экспедиции не был открыт северо-восточный проход, но были сделаны значительные географические открытия. Это был и остров Медвежий, названный так потому, что на нем моряками был убит первый увиденный ими в плавании белый медведь, и Шпицберген — «горы с острыми пиками», правда, принятый ими за часть Гренландии. Мореплаватели дошли до Новой Земли, где и состоялась первая зимовка европейцев. Описание этой зимовки содержится в сохранившихся дневниках одного из участников этого похода, исполнявшего обязанности врача и цирюльника, Де Фера. На Новой Земле зимовала команда лишь одного из кораблей, второй корабль под руководством капитана Яна де Рийпа из-за нежелания согласовать маршрут повернул к берегам Норвегии, а затем вернулся в Голландию.

Весной, когда началось таяние льдов, корабль Баренца не только отнесло от берега, но и выяснилось, что его обшивка в нескольких местах проломлена льдами. Матросы стали чинить спасательные шлюпки, в которых в дальнейшем они и совершили плавание по арктическому морю. Достигнув, наконец, побережья, голландцы в селении Кола получили помощь от гостеприимных русских и узнали, что недалеко находится корабль из Голландии. Это был корабль Рийпа, посланный на поиски зимовщиков. На этом судне моряки возвратились домой. Но Биллем Баренц, чьим именем назовут это арктическое море, умер в дороге. Почти через триста лет зимовку команды Баренца, которую пощадило время, обнаружит капитан норвежской зверобойной шхуны.

Ужасы зимовки, болезни и смерть части экипажа, утеря корабля приводят практичных голландцев к мысли отказаться от поисков Северо-восточного пути. А вот плавания локального значения — к побережью Новой Земли — были несколько раз осуществлены, но большого практического значения не имели.


В гораздо большей степени голландцев интересовал поиск новых южных путей. Португальцы, исследуя Малайские острова, открыли Новую Гвинею и даже нанесли на карту очертания северных берегов Австралии. Сведения об этих открытиях они, разумеется, держали в строжайшей тайне. Занимаясь шпионажем в пользу своей страны, голландские моряки, находившиеся на службе в Испании и Португалии, копировали карты и документы о торговле с Восточной Азией.


Предыдущая Следующая