Предыдущая Следующая

О влиянии туризма на развитие культуры в нашем обществе говорит тот факт, что именно благодаря гостиницам появились, в частности, общественные бани. В гостинцах стал расти уровень сервисных услуг. Проезжающие могли там не только переночевать и поесть, но и помыться с дороги. Постепенно в бани при гостиницах стали приходить и местные жители. А в 1782 г. появился «Устав благочиния», согласно которому в банях устанавливались специально мужские и женские дни.

Тяга к «гостеванию» у наших предков была огромна. И если они не могли насытить свою жажду новых впечатлений посредством зарубежного или внутригосударственного туризма по понятным причинам, то ходить в гости друг к другу им никто запретить не мог. Это явление не имело никаких сословных рамок и ограничений. Но, по всей вероятности, в провинции ходили в гости чаще, чем в столицах. О масштабах этого явления можно догадаться, прочитав, например, в дневнике купца И. А. Толченова из г.Дмитрова, что он за 16 лет был в гостях 905(!) раз, а после его переезда в Москву за 14 лет, с 1797 по 1811 гг., «всего» 457 раз [59].

В XVIII в. в России начинает зарождаться детский (школьный) туризм. Первоначально это были экскурсии с целью ознакомле-


ния учащихся с разнообразием местного растительного мира. Но постепенно экскурсии, связанные с различными краеведческими вопросами, становятся столь органичны в школьной программе, что их необходимость была зафиксирована в Уставах учебных заведений начиная с 1786 г. Школьники не только стали выезжать на природу, но посещать местные заводы и мануфактуры, рудники и т. п. В XIX — начале XX вв. для активизации экскурсионного дела стали привлекать выдающихся ученых: Д.И.Менделеева, П.П.Семенова-Тян-Шанского, Н.М.Пржевальского, К.А.Тимирязева, И.П.Павлова, В.И.Вернадского и др. Министерство народного образования и Синод проводили экскурсии, связанные с патриотическим и идеологическим воспитанием учащихся.

В Москве в 1899 г. начала свою работу Комиссия по организации экскурсий для всех средних учебных заведений столицы. Вопросы, связанные с экскурсионной работой среди школьников, можно найти в повестках дня педагогических съездов и совещаний в начале XX в. Начинают выходить журналы, посвященные экскурсионной работе со школьниками и проблемам краеведения: московский «Экскурсионный вестник», одесский «Школьные экскурсии и школьный музей». Разрабатывается экскурсионная методика и предлагается примерный план экскурсий для всего цикла обучения в школе в работе, вышедшей в 1910 г., «Школьные экскурсии, их значение и организация» под редакцией Б.Е.Райкова и Г.Н.Боча.

Параллельно со школьным краеведческим туризмом в конце 70-х гг. XVIII в. начинает зарождаться организованный зарубежный туризм. В Москве в 1777 г. появляется «План предпринимаемого путешествия в чужие края» В. Генша. План В. Генша предусматривал поездку студентов (из дворян) в один из западноевропейских университетов с «ознакомительными» целями. Кроме того, в Италии, Франции и Швейцарии предполагалось посещение наиболее значимых культурно-исторических туристских объектов.


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz