Предыдущая Следующая

В 1877 г. в Тифлисе возник альпийский клуб. За пятилетний срок его существования был организован ряд путешествий по горам Кавказа. Основным маршрутом, привлекавшим и иностранных туристов-одиночек, был тур по Военно-Грузинской дороге. Альпийский клуб пытался популяризировать свою работу, описывая красоты ландшафта и представителей, подчас редких, местной флоры и фауны, в сборниках под названием «Известия». Постепенно, с развитием инфраструктуры на Кавказе: строительством дорог, их благоустройством, открытием гостиниц и дорожных казарм — активизируется и туризм. В 1888 г. издается «Путеводитель по Кавказу», снабженный картой, на которой указывались девять наиболее разработанных и безопасных туристских маршрута.

В конце 80-х гг. XIX в. в Ялте возник «Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор». В 1891 г. Кружок, преобразо-


ванный в Крымский горный клуб, принимает Устав. Организаторы Клуба особенно подчеркивали тот факт, что во время туристических путешествий будет проводиться «научное исследование Таврических (Крымских) гор и распространяться собираемые о них сведения». Таким образом, первые туристские организации возникли на юге нашего государства. И хотя они не стали по-настоящему массовыми организациями, но они, без сомнения, способствовали становлению туристско-экскурсионной работы в Российской империи.

В апреле 1895 г. в Санкт-Петербурге было создано «Общество велосипедистов-туристов». Очень скоро членами общества стали более 150 человек. В 1897 г. был опубликован Устав этой организации, согласно которому «Общество» представляло собой элитарный мужской клуб. (Но впоследствии в него стали принимать и женщин. Так, в списке кандидатов в члены Клуба в 1911 г. была записана некая Леман Амальда Юльевна, проживающая в Санкт-Петербурге на 6-й линии Васильевского острова, д. 21, кв. 11.) Членские взносы были довольно высокими, кроме того, спортсменам-профессионалам, нижним военным чинам, судимым или исключенным из какого-либо другого общества членство запрещалось*.

В задачи «Общества» входило содействие выработке условий для путешествий на велосипедах по России; издание дорожников, путеводителей и карт; организация путешествий. А своеобразной «сверхзадачей» была выработка дорожной карты Российской империи. Руководство устраивало различные конкурсы по туристическим маршрутам, путеводителям.

При «Обществе» вскоре были созданы секции других видов туризма и путешествий. Популярность его была настолько велика, что его отделения появились в 24 городах России, а в 1898 г. на Люксембургском конгрессе «Общество велосипедистов-туристов» было принято в Лигу туристских обществ.

В 1902 г. в России утверждается Устав Русского туринг-клуба, который к последнему предвоенному 1913 г. насчитывал около 5000 членов. На смену журналу «Велосипедист», который был печатным органом «Общества велосипедистов-туристов», приходит «Русский турист». Русскому туринг-клубу принадлежала инициатива по организации и практической реализации дисконтной программы для своих членов на туристические услуги, в частности на услуги гостиниц и магазинов в больших городах. Как говорилось в различных рекламных изданиях, члены Клуба могли приобретать по особому минимальному тарифу не только карты, но и все другие его издания, кроме того, они ежемесячно получали и журнал «Русский турист». В рекламе также говорилось, правда, весьма туманно, о «некоторых таможенных льготах».


Предыдущая Следующая