Предыдущая Следующая
В 1877 г. в Тифлисе возник
альпийский клуб. За пятилетний срок его существования был организован ряд
путешествий по горам Кавказа. Основным маршрутом, привлекавшим и иностранных
туристов-одиночек, был тур по Военно-Грузинской дороге. Альпийский клуб пытался
популяризировать свою работу, описывая красоты ландшафта и представителей,
подчас редких, местной флоры и фауны, в сборниках под названием «Известия».
Постепенно, с развитием инфраструктуры на Кавказе: строительством дорог, их
благоустройством, открытием гостиниц и дорожных казарм — активизируется и
туризм. В 1888 г.
издается «Путеводитель по Кавказу», снабженный картой, на которой указывались
девять наиболее разработанных и безопасных туристских маршрута.
В конце 80-х
гг. XIX в. в Ялте возник
«Кружок любителей природы, горного спорта и Крымских гор». В 1891 г. Кружок, преобразо-
ванный в
Крымский горный клуб, принимает Устав. Организаторы Клуба особенно подчеркивали
тот факт, что во время туристических путешествий будет проводиться «научное
исследование Таврических (Крымских) гор и распространяться собираемые о них
сведения». Таким образом, первые туристские организации возникли на юге нашего
государства. И хотя они не стали по-настоящему массовыми организациями, но они,
без сомнения, способствовали становлению туристско-экскурсионной работы в
Российской империи.
В апреле 1895 г. в Санкт-Петербурге
было создано «Общество велосипедистов-туристов». Очень скоро членами общества
стали более 150 человек. В 1897
г. был опубликован Устав этой организации, согласно
которому «Общество» представляло собой элитарный мужской клуб. (Но впоследствии
в него стали принимать и женщин. Так, в списке кандидатов в члены Клуба в 1911 г. была записана некая
Леман Амальда Юльевна, проживающая в Санкт-Петербурге на 6-й линии
Васильевского острова, д. 21, кв. 11.) Членские взносы были довольно высокими,
кроме того, спортсменам-профессионалам, нижним военным чинам, судимым или
исключенным из какого-либо другого общества членство запрещалось*.
В задачи
«Общества» входило содействие выработке условий для путешествий на велосипедах
по России; издание дорожников, путеводителей и карт; организация путешествий. А
своеобразной «сверхзадачей» была выработка дорожной карты Российской империи.
Руководство устраивало различные конкурсы по туристическим маршрутам,
путеводителям.
При
«Обществе» вскоре были созданы секции других видов туризма и путешествий.
Популярность его была настолько велика, что его отделения появились в 24
городах России, а в 1898 г.
на Люксембургском конгрессе «Общество велосипедистов-туристов» было принято в
Лигу туристских обществ.
В 1902 г. в России
утверждается Устав Русского туринг-клуба, который к последнему предвоенному 1913 г. насчитывал около
5000 членов. На смену журналу «Велосипедист», который был печатным органом
«Общества велосипедистов-туристов», приходит «Русский турист». Русскому
туринг-клубу принадлежала инициатива по организации и практической реализации
дисконтной программы для своих членов на туристические услуги, в частности на
услуги гостиниц и магазинов в больших городах. Как говорилось в различных
рекламных изданиях, члены Клуба могли приобретать по особому минимальному
тарифу не только карты, но и все другие его издания, кроме того, они ежемесячно
получали и журнал «Русский турист». В рекламе также говорилось, правда, весьма
туманно, о «некоторых таможенных льготах».
Предыдущая Следующая