Предыдущая Следующая

Зорин И. В., Квартальное В.А. Энциклопедия туризма. — М., 2000.

Квартальное В. А. Туризм: Учебник. — М., 2001.

Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебник. — М., 2000.

Шаповал Г. Ф. История туризма. — Минск, 1999.

4.2. Туристско-экскурсионное дело в СССР

Туристско-экскурсионной деятельности Советская власть буквально с первых месяцев своего существования начинает уделять самое пристальное внимание, понимая, что это — одна из возможностей влияния на массы. По инициативе наркома просвещения А. В. Луначарского уже в начале 1918 г. создаются курсы для учителей в пригороде Петрограда. Повышают квалификацию педагогов основательно, используя при этом и такой вид обучения, как экскурсии. Но от эпизодических экскурсий быстро переходят к началу формирования организации, которая могла бы координировать этот процесс.

Один из основоположников теории советского туризма В. П.Антонов-Саратовский следующим образом характеризовал «отличия» буржуазного и советского туризма. «Круглый год разного калибра европейские и американские буржуа в погоне за сменой «ярких» впечатлений, за экзотикой и авантюрой совершают в условиях богатейшего комфорта увеселительные путешествия по различным странам света. Это — так называемый туризм... Забава, по-


пытка уйти от нудной скуки паразитической жизни — вот основной стержень этих буржуазных путешествий, этого буржуазного туризма» [65]. В то время как «советский туризм, составляя часть |культурной работы, является глубоко политическим явлением — это новая форма классовой борьбы и в то же время — социали-стического строительства».

В 1919 г. при Отделе единой трудовой школы Наркомпроса создаются экскурсионные секции. Они планировались для организации экскурсионного дела в школах. Первые шесть секций, расположенные в окрестностях Петрограда, разработав специальные маршруты, начали свою работу в том же году. Насколько серьезно отнеслись к этому виду воспитания и обучения большевики, видно из того, что в состав естественно-исторической комиссии, разрабатывавшей тематику экскурсий, вошли такие видные ученые, как академик С.Ф.Ольденбург, профессоры Д.Н.Кайгоро-дов, Л.С.Берг и другие деятели науки.

Для тех детей, которые прибывали на станции, предлагалось бесплатное питание (и это в условиях Гражданской войны и иностранной военной интервенции!). Школьников, которые прибывали для многодневных походов, устраивали на ночлег. Им для проезда по железной дороге выдавались специальные льготные проездные билеты.

Постепенно началась дифференциация в направлениях работы станций. Кроме Центральной станции, возникшей в 1920 г., было три опорных центра: в Петергофе, Павловске и Детском (Царском) селе. Гуманитарные станции проводили экскурсии в музеях и усадьбах; геологические старались использовать обнажившиеся выходы пород кембрийского, силурийского, девонского периодов; географические располагались в местах с различным ландшафтом. Это позволяло ознакомить школьников с лесным ландшафтом, как, например, в Павловске, или изучать в Сестрорецке приморский район.


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz