Предыдущая Следующая

ОПТ стало выпускать туристский специнвентарь, который до этого импортировался. Открылся магазин «Турист», где можно было купить необходимые в походе вещи.

Появляется такая агитационно-пропагандистская форма, как Вечера туризма. Отнюдь не все они были заорганизованы. Конечно, такой вечер традиционно начинался с политического доклада, за которым следовал содоклад по туристским вопросам. Иногда показывали диапозитивы или фильмы, иллюстрирующие и дополняющие основные тезисы доклада. Но чаще показывали самостоятельно сделанные диаграммы, рисунки, демонстрировали коллекции, собранные во время походов, зачитывали наиболее интересные места из путевых дневников и пели, правда, еще не самодеятельные туристские песни, а песни революционного со-


держания, чей репертуар строго проверялся заранее соответствующей комиссией.

Чтобы правильно понять место пролетарского туризма в жизни советского общества в предвоенный период, надо разобраться с задачами, которые ставили перед собой участники походов.

Во-первых, это пропаганда и разъяснение как социалистической идеологии, так и практики строительства социализма. «В одном «медвежьем углу», — пишет группа туристов политехникума в районное отделение ОПТ, — у нас затеялась с крестьянами длинная беседа о международном положении, о колхозном строительстве, о пятилетке, индустриализации страны. Вот здесь-то мы и сели. Речи крестьян, глубоко понимаемые ими самими, были полны цитат из речей Сталина, Калинина, Рыкова. Нам приходилось только удивляться и разевать рты. На слова крестьян мы отвечали общими фразами, пересыпанными «социализмом», «коммунизмом», «мировой революцией», «строительством»... Нам хочется дать совет всем отправляющимся в путешествие туристам, чтобы они перед отъездом хорошенько подготовили себя к беседам с крестьянами, больше читали газет, лучше изучали пятилетку и другие основы нашей жизни. Мы предупреждаем всех наших туристов, что интерес к этим вопросам везде огромный. Вас закидают вопросами, цитатами — сумейте ответить и разъяснить. Будьте настоящими пролетарскими туристами» [66].

В рамках идейно-воспитательной работы и согласно программе пролетарского туризма, где говорилось о необходимости разоблачения религии как дурмана, возникает такое направление, которое можно назвать «антипаломничеством». В русле антирелигиозной пропаганды предпринимаются поездки в действующие монастыри с целью «уяснить грандиозную махину по одурачиванию масс, посмотреть технику обработки забитых крестьян». В этих «антипаломнических» походах и шествиях могло принимать участие от нескольких десятков до нескольких сотен туристов одновременно.

Во-вторых, это вопросы туризма и обороны. Турпоходы использовались для того, чтобы научить будущих бойцов ориентироваться на местности, азам альпинизма и лыжного туризма, изучению приграничных районов, водному туризму и, наконец, для военно-патриотической работы.

В 1930-е гг. стало очевидно, что мир стоит на пороге новой войны. СССР угрожала война на два фронта: против фашистской Германии и ее сателлитов на западе и против милитаристской Японии на востоке. Красной нитью через многие публикации, касающиеся вопросов туризма, начинает проходить мысль о том, что «успешно воевать можно лишь тогда, когда помимо прочих условий бойцам достаточно хорошо известен район операций». В статье М.Фюрста «Туризм и мировая война 1914/15 гг.» прямо говорилось, что «недостаточность горных навыков — естественное последствие отсут-


Предыдущая Следующая