Предыдущая Следующая

Транзит.............................................................................. 1,5(22)

При этом доля деловых туристов имеет тенденцию к росту, а организованных (по линии турфирм) — к сокращению.

Москва, являясь главным транспортным узлом России, одновременно представляет собой главный деловой, финансовый, культурный и транзитный центр Российской Федерации. Она принимает порядка 80 % всех туристов России. Приняв в 1991 г. 4,8 млн иностранных туристов, город получил доход порядка 1,1 млрд долл. США.

Но, как отмечалось в Концепции, был целый ряд факторов, сдерживавших развитие туризма в Москве:

неразвитость инфраструктуры туризма (нехватка ресторанов, кафе, варьете, казино и т.д., плохие дороги и др.);

недостаточное количество гостиничных мест и несоответствие их структуре спроса;

отсутствие в последние годы комплексной рекламно-информационной программы по созданию имиджа Москвы в мире как туристского центра, которая, как правило, финансируется городом или страной;

не сложившаяся система управления туризмом в целом по стране и в городе;

отсутствие законодательства по туризму;

отсутствие комплексной программы развития туризма в городе.

Что касается выездного туризма, то после отмены в 1988 г. государственного бюджетного финансирования туризма в СССР произошло резкое, почти двукратное, увеличение выездов за границу. Затем темпы стали более стабильными и умеренными, не превышая 20 % в год. По данным Госкомстата, выездной туризм характеризовался:

Число туристов, млн чел. Год

1,8............................................................................................1970

4,2............................................................................................1983

10,8..........................................................................................1991

Расходы советских граждан при этом достигли в 1991 г. 2,1 млрд долл. США. Но на развитии выездного туризма отрицательно сказывались следующие факторы:

«отсутствие необходимых валютных и правовых условий;

отсутствие правового регулирования между клиентом и турфирмой;


несовершенство лицензирования деятельности в области туризма;

не сложившаяся система управления туризмом».

Таким образом, к особенностям и проблемам развития современного туризма в Россию и Москву надо отнести следующие:

начало перехода на новые рыночные отношения, которые до конца еще не сложились, в то время как старое плановое управление ликвидировано, а его юридические и организационные структуры перестали действовать. В этих условиях, безусловно, возрастает необходимость государственного контроля за развитием туристской деятельности, координации туристской деятельности, создания благоприятных условий для ее дальнейшего развития;

отсутствие системы общей информации и статистики по вопросам туризма;

неблагоприятная ситуация для новых инвестиций в гостиничное строительство (из-за неопределенных отношений собственности, отсутствия гарантии государства при иностранных инвестициях и др.);

ухудшение общественной безопасности, что может испортить туристскую репутацию страны, чье восстановление потребует немало усилий и времени.


Предыдущая Следующая


Hosted by uCoz