Категория трудности - это просто.

С того времени, когда скалолазание России и союзных республик стало ориентироваться на лазание с нижней страховкой, у нас стали появляться именно трассы, а не просто очищенные скалы. И далее, как-то уже по факту, была принята (в России и на Украине) французская система оценки кате-гории трудности трасс (французская классификация).

Началось, пожалуй, всё с того, что в Крыму в посёлке Симеиз в 1988 и 1989 году были прове-дены этапы Кубка Мира. На скалах Кошка и Крыло Лебедя были созданы трассы для лазания с "нижней" ("Пиранья", "Этап 88", "Леди Ф", "Загадка Эрве", "Классик", "Большой гурман", "Пупа", "Стопор"). Примерно в это же время, после проведения Чемпионата Союза, появились первые трассы в Никите ("Союз 89", "Любовные игры") и, стараниями красноярского скалолаза Михаила Вершинина, трассы на Красном Камне ("Спутник", "Тяжёлая атлетика", "Вопрос", "Катапульта", "Полтергейст", "Каскад"). Затем последовал международный семинар подготовщиков, проводимый законодателями мод - французами. Семинар проводился в Никите (кстати, в нём участвовал Алексей Чертов) и в рамках семинара были подготовлены ещё несколько трасс ("Геликоптер", "Эскадрон", "На коня", "Рычаг перестройки", "Главный Рычаг"), и главное, были оценены все уже имеющиеся трассы. Так получили категории трудности маршруты впоследствии ставшие классиче-скими. Их категории с тех пор почти не пересматривались, а являлись, по сути, эталоном для оценки других трасс.

И пошло, поехало, - трассы "били" все кому не лень, а желающих оценить их категорию было ещё больше. Понятно, что "перекосы" в оценке их сложности получались дикие, иной раз легче было залезть 7в в Бах-чисарае, чем 6с на Сарыче. Конечно, вся эта система постепенно приводилась в порядок, дела-лись ка-талоги, авторы которых старались, чтобы 6а, как говориться, была и в Африке 6а.

Со временем, однако, наши ведущие скалолазы, которые выезжали на тренировки за рубеж, где так же принята французская классификация, заметили, что категории наших трасс явно занижены. Там, например, они идут 7с "on sight", а в Крыму не лезут 7в. Некоторые авторы каталогов пытались исправить положение, оценивая новые трассы с оглядкой на "запад". Но опять же, чтобы избежать перекоса, необходимо было переоценивать все старые трассы. Сделать это было очень трудно, если учесть, что профессионально каталогами никто не занимался, а трасс к тому времени по всему бывшему Союзу было уже около тысячи. Из описанной ситуации закономерно следует вывод, что принятая у нас система классификации по форме "французская", а по сути "русская", и на этом необходимо утвердиться и успокоиться. Важно, не то соответствуют ли наши категории категориям аналогичных трасс во Франции, а соответствие оценок в самой России и на Украине.

Чтобы правильно оценить категорию трудности трассы, одного умения лазать мало, необ-ходим навык лазания в "режиме оценки", хорошая память и, как следствие, знание алгоритма прохож-дения (так называе-мого "расклада") других трасс, разных категорий и в разных районах. Ещё необходимо умение сравнивать эти трассы, делать поправки на погодные условия, свои слабые и сильные стороны как скалолаза и многое, многое другое.
Итак, чтобы оценить трассу, прежде всего надо знать следующее: