Предыдущая Следующая
Лит.: Справочник по военной топографии, 2
изд., М., 1980; Алешин В. М.,
Серебреников А В., Туристская топография, М., 1985; Военная топография, М., 1986.
АЙСБАЛЬ
(от нем. Еis – лед и Bеil –
топор), укороченный (дл. 55 – 60 см)
ледоруб с молотком (бойком) вместо лопатки.
Применяется на сложных скально-ледовых маршрутах в горах для рубки
ступенек на крутых склонах, забивания
крючьев и т. д. Как правило, имеет
цельнометаллич. ручку из легкого
алюминиевого сплава с теплоизоляц.
покрытием; снабжен темляком из капроновой ленты (рис.). А. удобен тем, что
может использоваться и как ледоруб, и как скальный молоток.
Однако
Айсбаль 1 – молоток (боек); 2 – ручка; 3 – штычок;
4 – темляк; 5 – «клюв»
для зондирования ледовых трещин и страховки при переходе через них (так
же, как и для страховки на снежных
склонах) предпочтительнее ледоруб, Поэтому каждая тур. группа на маршруте в горах должна иметь помимо А. неск. обычных ледорубов.
АЙСФИФИ,
ледовый якорь, приспособление,
используемое горными туристами
и альпинистами в качестве опоры
при преодолении крутых (более 60') склонов, покрытых льдом или фирном.
А. должен выдерживать статич. нагрузку не
менее 150 кг.
Представляет собой цельнометаллич. крюк, заостренный конец к-рого («клюв») вбивается в лед или фирн (рис.). В мягкий лед и плотный фирн «клюв» входит глубоко и А. удерживает надежно; в таких случаях целесообразно пользоваться стременем (крепится на рукоятке) как опорой для ноги. Иногда на рукоятке якоря за его «клювом» дополнительно
крепится лопатка так, чтобы ее плоскость
была перпендикулярна плоскости якоря; на
фирновом склоне такая лопатка
значительно повышает надежность закрепления А. за счет увеличения площади опоры на фирн. В твердый (натечный)
лед «клюв» А. входит плохо; поэтому
сначала во льду скальным или ледовым
молотком выбивают небольшое углубление,
куда вставляют «клюв» и забивают его
молотком на нужную глубину. На конце рукоятки А. имеется темляк (из репшнура или капроновой ленты), к-рый при работе надевают на руку. Нередко А. делают складным (для удобства транспортировки). Масса
А. около 0,3 кг.
А: облегчает и ускоряет движение по ледовым склонам. Использование А., однако,
не исключает страховку, т. к. при срыве он не обеспечивает надежное само-
задержание. См. также Страховка на
маршруте, Страховочные средства.
АКВАЛАНГ
(от лат. aqua – вода и англ. lung – легкое), авт. ранцевый аппарат для
дыхания под водой. Используется спелео- туристами для преодоления сифонов в пещеры,
при обследовании подземных озер и рек, туристами-водниками и пешими
туристами при обследовании наземных водоемов, а также
спортсменами-подводниками и проф. водолазами при подводных работах на глуб. до 40 м. А., применяемые в
спелеотуризме, состоят из 1 – 4 баллонов со сжатым воздухом (под давлением 12 –
20 МПа), 1 – 2 независимых редукторов и легочных автоматов с загубниками,
выносного манометра и указателя миним. давления, cоединит. трубок высокого и
низкого давления и крепежных ремней. Пешие туристы, туристы-водники и
спортсмены, как правило, используют А. более простой конструкции с 1–2 баллонами и 1 редуктором.
Предыдущая Следующая