Предыдущая Следующая

 

Лесенка: 1 – веревка; 2 – деревянные (металлические) ступени (перекладины).

 

                Гибкие Л. используются горными туристами и альпинистами обычно в сочетании с искусств. точками опоры (напр., крючьями), имеют дл. до 1,5 м (3 – 4 ступени). Л., применяемые спелеотуристами, имеют дл. до 20 – 50 м. Масса гибких Л. 0,1 – 0,25 кг на 1 м длины, жестких – 0,3 – 0,5 кг на 1 м длины. С кон. 1970-х гг. спелеотуристы вместо Л. чаще пользуются веревкой или тросом.

ЛОДКА НАДУВНАЯ

резиновая, речное гребное судно, обводы к-рого образованы одним или неск. надувными баллонами. Как правило, Л. н. делают цельноклееными из резины или прорезиненной ткани с неск. надувными отсеками, надувным дном и дополнит. оборудованием в виде банок, тента и т. п.(рис. 1). На Л. н. имеются весла и уключины для распашной гребли, однако туристы чаще применяют либо каноистскую, либо байдарочную греблю. Гребцы в Л. н. размещаются на бортах или на поперечных банках (сиденьях) (рис. 2).

Различают Л. н. одно- и многоместные (из-за наличия груза тур. вместимость выпускаемых пром-стью лодок неск. ниже паспортной}. В водном Т. в качестве одноместных используются Л. н. пром. изготовления, предназначенные для охотников и рыболовов (ЛТН-2, «Юрюзань», «Славянка», «Волна» и др.); а в качестве многоместных – спасат. и тур, суда (ЛАС-З, ЛАС-5, НДЛ, ПСН-6, ТЛП-1000 и др.). Из-за невысоких мореходных качеств одноместными Л. н. пользуются в походах 1-й (редко 2-й) КС. Наиб. часто водные походы совершаются на лодках типа ЛАС-3, ЛАС-5 и НДЛ (табл.). ЛАС-5 – самая распространенная среди туристов Л. н.; по сравнению с ЛАС-3 она более устойчива, в ней свободно размещаются 3 гребца и груз для 2 – 3-недельного похода. Однако отсутствие защитного покрытия требует дополнит,  проклейки  или  чехла  для защиты дна лодки от повреждений. ЛАС-3 считается более спортивной, она маневренна, но из всех лодок наименее устойчива, что требует большой четкости и аккуратности при маневрировании. ЛАС-3 имеет надувное дно и защитную  проклейку дна. Наибольшей грузоподъемностью и надежностью обладают лодки типа НДЛ. У них наиб. толстая оболочка и больше, чем у др. лодок, отсеков. Осн. недостаток таких лодок –  малая приподнятость носа над водой, из-за чего в порогах их заливает сильнее, чем лодки типа ЛАС.

 

Рис. 1 Надувная резиновая лодка ЛАС-5: 1 – уключины: 2 – банка; 3 – надувная банка; 4 – надувное дно; 5 – надувные борта; 6 – леер

 

 

Рис. 2. Варианты размещения экипажа и груза в надувных лодках: а – в лодке типа НДЛ; б – в лодке типа ЛАС-3; в – в лодке типа ЛАС-5: 1 – лодка; 2 – гребец: 3 – груз; 4 – вёсла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные технические характеристики некоторых надувных лодок отечественного производства

Параметры лодки ЛАС-3 ЛАС-5 НДЛ

Длина, м

3

3

5

Ширина, м

0,8

1

1,7

Диаметр баллона, м

0,4

0,4

0,5

Грузоподъемность   паспортная, т

0,3

0,5

1,2

Обитаемость паспортная чел.

3

5

10

Масса лодки, кг.

20

18

30

Масса   дополнительного снаряжения, кг

3

5

10

Обитаемость туристская, чел

2

3

6

Число отсеков

3

3

6

Объем надувных элементов, м3

0,7

1

3,2

 


Предыдущая Следующая