|
Лесенка: 1 – веревка; 2 – деревянные (металлические) ступени (перекладины).
Гибкие Л.
используются горными туристами и альпинистами обычно в сочетании с искусств.
точками опоры (напр., крючьями), имеют дл. до
резиновая, речное гребное судно, обводы к-рого образованы одним или неск. надувными баллонами. Как правило, Л. н. делают цельноклееными из резины или прорезиненной ткани с неск. надувными отсеками, надувным дном и дополнит. оборудованием в виде банок, тента и т. п.(рис. 1). На Л. н. имеются весла и уключины для распашной гребли, однако туристы чаще применяют либо каноистскую, либо байдарочную греблю. Гребцы в Л. н. размещаются на бортах или на поперечных банках (сиденьях) (рис. 2).
Различают Л. н. одно- и многоместные (из-за наличия груза тур. вместимость выпускаемых пром-стью лодок неск. ниже паспортной}. В водном Т. в качестве одноместных используются Л. н. пром. изготовления, предназначенные для охотников и рыболовов (ЛТН-2, «Юрюзань», «Славянка», «Волна» и др.); а в качестве многоместных – спасат. и тур, суда (ЛАС-З, ЛАС-5, НДЛ, ПСН-6, ТЛП-1000 и др.). Из-за невысоких мореходных качеств одноместными Л. н. пользуются в походах 1-й (редко 2-й) КС. Наиб. часто водные походы совершаются на лодках типа ЛАС-3, ЛАС-5 и НДЛ (табл.). ЛАС-5 – самая распространенная среди туристов Л. н.; по сравнению с ЛАС-3 она более устойчива, в ней свободно размещаются 3 гребца и груз для 2 – 3-недельного похода. Однако отсутствие защитного покрытия требует дополнит, проклейки или чехла для защиты дна лодки от повреждений. ЛАС-3 считается более спортивной, она маневренна, но из всех лодок наименее устойчива, что требует большой четкости и аккуратности при маневрировании. ЛАС-3 имеет надувное дно и защитную проклейку дна. Наибольшей грузоподъемностью и надежностью обладают лодки типа НДЛ. У них наиб. толстая оболочка и больше, чем у др. лодок, отсеков. Осн. недостаток таких лодок – малая приподнятость носа над водой, из-за чего в порогах их заливает сильнее, чем лодки типа ЛАС.
|
|
Рис. 1 Надувная резиновая лодка ЛАС-5: 1 – уключины: 2 – банка; 3 – надувная банка; 4 – надувное дно; 5 – надувные борта; 6 – леер
Рис. 2. Варианты размещения экипажа и груза в надувных лодках: а – в лодке типа НДЛ; б – в лодке типа ЛАС-3; в – в лодке типа ЛАС-5: 1 – лодка; 2 – гребец: 3 – груз; 4 – вёсла.
Основные технические характеристики некоторых надувных лодок отечественного производства
Параметры лодки ЛАС-3 ЛАС-5 НДЛ
Длина, м |
3 |
3 |
5 |
Ширина, м |
0,8 |
1 |
1,7 |
Диаметр баллона, м |
0,4 |
0,4 |
0,5 |
Грузоподъемность паспортная, т |
0,3 |
0,5 |
1,2 |
Обитаемость паспортная чел. |
3 |
5 |
10 |
Масса лодки, кг. |
20 |
18 |
30 |
Масса дополнительного снаряжения, кг |
3 |
5 |
10 |
Обитаемость туристская, чел |
2 |
3 |
6 |
Число отсеков |
3 |
3 |
6 |
Объем надувных элементов, м3 |
0,7 |
1 |
3,2 |