По способу
торможения (остановки падения) сорвавшегося различают: С. статическую (в момент
срыва веревка закрепляется жестко, не протравливается, свободное падение
практически отсутствует, но мгновенно возникает значит. нагрузка на страховку);
преимущественно статическую (в момент срыва веревка удерживается партнером по
связке без протравливания, пока нагрузка не достигнет допустимой величины,
после чего веревка протравливается до полной остановки падения сорвавшегося); динамическую (веревка при
срыве удерживается с натяжением и протравливанием от момента
срыва и до полной остановки падения сорвавшегося). При срыве страховочная нагрузка
воспринимается страхующим (удерживающим) либо напрямую через руки, плечо или
поясницу, либо через
промежуточные точки опоры и закрепления веревки, наз. точками страховки (напр.,
крючья, петли с карабинами, выступ скалы, дерево), собственно веревкой, обвязкой
и телом страхуемого, в совокупности образующими страховочную цепь. Во избежание
чрезмерных нагрузок на звенья страховочной цепи (к-рые могут привести к
травмированию сорвавшегося, разрыву веревки или вырыванию крючьев) применяют
торможение путем протравливания веревки через точку либо поверхность
торможения – выступ скалы, карабин, тормозное устройство,
корпус и руки страхующего. Обычно используются две и более точки торможения
(крюк с карабином – выступ скалы – руки; выступ – плечо страхующего – рука и т.
д.), такая С. наз. комбинированной. Величина усилия торможения зависит от
возникающих в точках торможения сил трения и силы удержания (сжатия) веревки
страхующим. Небольшое тормозное усилие соответствует меньшей величине рывка,
меньшему растяжению веревки, но большему тормозному пути; большое тормозное
усилие – большей величине рывка, большему растяжению веревки и меньшему тормозному
пути. Для снижения зависимости С. от точности действий страхующего применяют амортизаторы.
Страховочная нагрузка воспринимается страхующим (удерживающим) либо напрямую, либо через промежуточную опору (рис. 5). Страхующий всегда находится на точечной {с опорой, напр., на крюк или скальный выступ) либо перильной самостраховке, причем самостраховка организуется так, чтобы страхующее усилие в момент срыва было направлено в диаметрально противоположную от ожидаемого рывка сторону. При индивидуальном прохождении маршрута {напр., на соревнованиях) самостраховка обеспечивается правильным движением (выбором направления движения, постановкой ног, рубкой ступеней и т, п.) и подстраховкой ледорубом или альпенштоком.
При движении вдоль наклонных и вертикальных перил страховочная веревка крепится к ним посредством схватывающего узла (рис. 6), зажима или фрикционного спускового устройства; к горизонтальным перилам веревка крепится при помощи скользящего карабина. Во время вертикального спуска или подъема с использованием веревки, троса или лестницы самостраховка обеспечивается либо при помощи страховочного конца, присоединяемого к ним через схватывающий узел или автоблокирующее фрикционно-стопорное устройство («стоппер»), либо при помощи спуско-подъмного устройства.