Таблица 2.1.
Суммарная доля "пятерок" стран в глобальном
туристском потоке1
№ п/п |
1950 г. |
1970 г. |
1991 г. |
1995 г. |
||||
Страны |
Доля, % |
Страны |
Доля, % |
Страны |
Доля, % |
Страны |
Доля, % |
|
1-я группа |
||||||||
1 |
США |
74 |
Италия |
43 |
Франция |
41 |
Франция |
35 |
2 |
Канада |
Канада |
США |
США |
||||
3 |
Италия |
Франция |
Испания |
Испания |
||||
4 |
Франция |
Испания |
Италия |
Италия |
||||
5 |
Швейцария |
США |
Венгрия |
Великобритания |
||||
2-я группа |
||||||||
6 |
Ирландия |
17 |
Австрия |
22 |
Австрия |
18 |
Китай |
18 |
7 |
Австрия |
ФРГ |
Великобритания |
Венгрия |
||||
8 |
Испания |
Швейцария |
Мексика |
Мексика |
||||
9 |
ФРГ |
СФРЮ |
Германия |
Польша |
||||
10 |
Великобритания |
Великобритания |
Канада |
Австрия |
1 Квартальнов В.А. Мировой
туризм на пороге 2000 года: прогнозы и реальность. - М.: Финансы и статистика,
1998. - С.15.
Развитие техники и технологий производства в индустриально развитых странах
способствовало повышению благосостояния населения, увеличению времени отпусков,
что в свою очередь положительно влияло на развитие туризма. Характерными
тенденциями туризма 80-90-х гг. стало увеличение спроса на туристские услуги
среди людей среднего и ниже среднего достатка. Это еще в большей степени
дифференцировало туристский рынок, привело к многообразию туристского продукта,
рассчитанного на людей с разным материальным достатком, различными интересами,
целями и требованиями к уровню сервиса. Вместе с тем дифференциация туристского
рынка не исключила стандартизации и унификации туристского продукта, наряду с которыми
все заметнее стали процессы его специализации для разных сегментов потребителя
и диверсификации (расширения) набора туристских услуг, в том числе как
сопутствующих, так и ранее не свойственных туристскому рынку (например,
организация выставок, ярмарок, командировок, обучения), а также предложение
наряду с услугами сопутствующих товаров.
Исходя из анализа тенденций развития туризма за период 50-90-х гг., сделанного
Всемирной туристской организацией, можно выделить следующие причины,
определившие основные направления в истории развития международного туризма:
- 50-е гг. - период восстановления послевоенной Европы и Юго-Восточной Азии,
развития авто- и авиатранспорта, начала систематизации сбора данных по туризму
в мировом масштабе;
- 70-е гг. - период устоявшихся тенденций к миру и стабильности в большей части
государств, разрешения социально-политических конфликтов, поисков новых форм
взаимоотношений стран социалистической и капиталистической направленности,
начала неуклонного развития туристских контактов этих стран;
- 90-е гг. - период высоких технологий индустрии туризма, развития крупных
транснациональных корпораций, гостиничных цепей и предприятий питания в странах
с благоприятной для развития туризма обстановкой.
Таким образом, развитию международного туризма XX в. способствовали
политические, экономические, технические, культурологические и социальные
факторы (как внутренние, так и внешние). Интенсивное развитие туризма
отмечалось в странах с благоприятной внутренней и внешней политикой, устойчивым
экономическим потенциалом, достаточным уровнем культуры и социальной поддержки
граждан. Следует отметить, что существенное положительное влияние на рост
международных туристских обменов оказали развитие транспорта, повышение его
комфортабельности при доступных ценах, а также развитие средств информации и
коммуникации.