Зарождение
организованного туризма относится к началу 1890-х гг. Именно тогда появляются
общества туристской направленности: Общество любителей естествознания (ОЛЕ),
Крымский горный клуб, Кавказский горный клуб, Кружок любителей горного спорта и
крымских гор, 11редприятие для общественных путешествий во все страны света
Липсона и др. В курортных местах Крыма и Кавказа за небольшую плату членам
обществ и клубов стали предлагаться непродолжительные путешествия
познавательного характера. Основатели обществ заложили прочный фундамент
развития туризма в России. Сначала это были пешеходные экскурсии, а затем
экскурсии с использованием транспорта. Передвижение осуществлялось лошадьми,
запряженными в телеги. Со временем телеги заменили «линейками» - повозками на
рессорах, что создавало больше удобств. Когда появились пароходы, стали
практиковаться путешествия по воде. В 1913 г. в круизах участвовало 10 млн
пассажиров. В 1914 г. были построены два самых больших теплохода того времени -
«Великая княжна Ольга Николаевна» и «Великая княжна Татьяна Николаевна». В
Крыму и на Кавказе сформировались курорты, где сосредоточились рекреационные
виды туризма. К 1913 г. в России работало 60 санаториев на 3 тыс. мест.
Началось формирование туристского бизнеса, т. е. появление предприятий,
специализирующихся на обслуживании туристов, как-то: гостиницы, кафе, рестораны
и специальные магазины. В Сочи был сооружен комплекс «Кавказская Ривьера», куда
входили 4 гостиницы на 360 номеров и концертный зал на 600 мест, оборудованный
пляж, корты, автомобили, лечебный корпус. В крупных городах России строились
первоклассные гостиницы («Националь» и «Метрополь» - в Москве, «Европейская» и
«Астория» - в Санкт-Петербурге»). Этот период развития туризма в России также
характерен становлением экскурсионного обслуживания
Широкую деятельность по развитию туризма осуществляло Российское общество
туристов, образованное на основе Общества велосипедистов-туристов (ОВТ). ОВТ
(другое название Русский турингклуб) появилось в 1895 г. Сначала клуб был
создан с .целью развития велосипедного туризма в России, впоследствии его
деятельность была связана с развитием разных видов российского туризма.
Общество издавало журнал «Велосипед», который рассматривало «как пробный камень
развития туризма в России». С 21 мая 1895 г. журнал стал официальным органом
ОВТ. Впоследствии журнал был переименован в «Русский турист». Общество
велосипедистов-туристов имело устав, издавало путеводители, занималось
разработкой карты дорог Российской империи, установлением связей с туристскими
организациями в городах России и странах Европы
Руководство ОВТ заключало договоры с владельцами гостиниц, где члены общества
могли останавливаться на льготных условиях. Была разработана специальная ведомость,
в которой указывались полные адреса гостиниц, сведения о владельцах, информация
о сдаваемых помещениях и ценах. К 1900 г. было учреждено 14 комитетов ОВТ по
России, открыты представительства в 135 русских городах, а также за границей -
в Брюсселе, Вене, Женеве, Лондоне, Гарлеме, Милане, Мюнхене и Париже. Были
заключены дружеские договоры с 12 заграничными туристскими обществами Австрии,
Бельгии, Германии, Италии, США и других стран. С гостиницами и ресторанами этих
стран также заключались договоры на льготное обслуживание. В начале XX в. число
россиян, выезжавших за границу с туристскими целями, ежегодно возрастало до
начала первой мировой войны
Весной 1900 г. на Мюнхенской международной спортивной выставке ОВТ было
награждено золотой медалью за большие заслуги в развитии туризма. В 1901 г. на
базе ОВТ создается единое Российское общество туристов (РОТ). Члены общества
прокладывали туристские маршруты, передвигаясь не только пешком, но и на
велосипедах, лошадях, лыжах, участвовали в байдарочных и парусных заплывах.
Было совершено даже первое кругосветное путешествие на велосипеде Анисимом
Панкратовым. Оно длилось с 30 декабря 1911 г. по 28 июня 1913 г
Таким образом, предпринимательский период в истории российского туризма
характеризовался, с одной стороны, познавательно-экскурсионной направленностью,
а с другой становлением и развитием разных видов спортивного туризма.
Туризм как сфера обслуживания и отрасль экономики только начинал формироваться
и носил в основном либо элитный характер, либо просветительско-пропагандистский.
Главной целью туризма было просвещение широких масс российского населения с
помощью экскурсий и путешествий. Наряду с этим формируется база для элитного
отдыха и оздоровления, а также рынок элитного выездного туризма. Этот период
охватывает и 1922 1928 гг., когда в Советской России была введена новая
экономическая политика - НЭП. В это время создаются организации коммерческого
характера, предлагающие для платежеспособного населения Москвы, Петербурга и
других крупных городов России путешествия и экскурсии познавательной
направленности, а также отдых в Крыму и на Кавказе. В 1925-1928 гг.
функционировало государственное акционерное общество «Советский турист» (ГАО
«Совтур»), которое организовывало дальние поездки на поездах и теплоходах по
путевкам
Короткий период предпринимательства характеризовался созданием мелких и средних
коммерческих предприятий туристской направленности. Туристский продукт носил в
основном экскурсионно-познавательный и рекреационный характер. Отличительными чертами
предпринимательского периода в развитии российского туризма можно считать
начало формирования рынка туристских услуг и элитность их потребления.
Предпринимательский период характеризуется следующими тенденциями:
- создается туристская инфраструктура: рестораны, гостиницы, транспортная сеть;
- формируется туристский рынок, в котором прослеживаются два основных сегмента:
элитный туризм для состоятельных слоев и экскурсионный (рекреационный) туризм
для интеллигенции;
- появляются многочисленные туристские фирмы, бюро, компании,
клубы, общества.