Основные аспекты
политики в области культурного туризма. Выше была подчеркнута ведущая роль
ВТО и ЮНЕСКО на международном уровне в области туризма и культуры, обращено
внимание на координирующую роль этих организаций, направленную на содействие
сотрудничеству, передачу технологии, опыта и методов управления, а также на
разработку стандартов в области туризма и культуры. Другие международные
организации, межправительственные и неправительственные, прямо или косвенно
заинтересованные в том, чтобы туризм мог внести свой вклад в сохранение памятников
культуры и общественных ценностей, могли бы оказать определенную помощь ВТО и
ЮНЕСКО в их деятельности.
В нашей стране вопросами, связанными с охраной природного и культурного
достояния, а также с его использованием в туристских целях, занимаются
многочисленные организации на местном, региональном и национальном уровнях.
Предоставление организациям, в компетенцию которых входят вопросы культуры и
туризма, статуса, соответствующих полномочий и бюджетных средств является
первейшим условием успешного осуществления их деятельности. Важнейшим аспектом
деятельности этих организаций является разработка политики в области культуры и
туризма, что является непременным условием выполнения задач, поставленных
обществом в этих областях. Кроме того, необходимо оказывать поддержку
деятельности национальных, региональных и местных общественных организаций в
области культуры и туризма (туристские ассоциации, общества культуры,
ассоциации друзей природы и искусства и т. д.).
В целях обеспечения действенного характера подобного сотрудничества необходимо,
чтобы культурные и туристские организации информировали друг друга об основных
направлениях своей работы.
Политика туристского развития (маркетинг) должна включать на местном,
региональном и национальном уровнях следующие основные аспекты:
- подготовку перечня туристских ресурсов, в процессе чего особое внимание
должно уделяться классификации природного и культурного наследия и определению
наиболее важных объектов для развития туризма;
- определение основных туристских районов и мест назначения и обеспечение
соответствующих юридических и административных мер, направленных на охрану и
развитие местных природных и культурных ресурсов;
- использование в целях туризма различных категорий национального достояния,
включающих искусственные и природные, материальные и нематериальные объекты, а
также развитие творческих способностей местного населения (искусство, ремесла,
фольклор);
- проведение мероприятий, направленных на воспитание местного населения и
туристов в духе уважения к культурным ценностям края.
Создание новых форм культурного туризма является неотъемлемой частью процесса
постепенного утверждения новой концепции культуры и туризма в рамках общего
процесса развития, в котором человеку отводится центральное место. Это
обусловливает необходимость трансформирования старых форм туризма по мере того,
как его роль в жизни современного общества становится все более значительной.
Трансформация туризма включает в себя изменения предложения и спроса. Наиболее
серьезные изменения в плане туристского спроса отражают экономическое,
социальное и культурное развитие (увеличение числа деловых поездок, поездок в
отпуск, а также экскурсий и поездок в выходные дни). В рамках «гармоничного
развития туризма» предлагается ряд практических решений. Их основная цель -
обеспечение гармоничного включения средств приема туристов в социальную ткань
общества и их увязки с местными рекреационными ресурсами путем участия туристов
в местной социальной и культурной жизни. Это должно дополняться соответствующими
мерами по планированию городского развития. Развитие туризма с учетом среды
посещения может осуществляться в различных формах. Однако основной целью
остается обеспечение доброжелательных взаимоотношений между туристами и местным
населением.
Примером нового подхода к традиционным формам туризма является рекомендация
относительно увеличения культурного содержания инклюзив-туров. Здесь ставится
задача обогащения этих наиболее популярных форм туризма с помощью местных
культурных ценностей, даже если речь идет об организации краткосрочных
экскурсий и специализированных туров, целью которых является знакомство с
местным искусством, историей и археологией, экспозициями музеев и выставок.