Организации,
занимающиеся составлением и продажей туров, называются туристско-экскурсионными
организациями.
На практике они могут называться по-разному: туристские бюро, бюро путешествий,
турагентства и т. д. Но с точки зрения вида предпринимательства на туристском
рынке их можно подразделить на туристские агентства и туристские операторы.
Термины «турагент» и «туроператор» определяют направление предпринимательской
деятельности туристской фирмы или компании.
Что означают эти термины?
Туристский продукт формируется из услуг предприятий, причастных к обслуживанию
людей на отдыхе и в путешествии. Это транспортные фирмы и компании, гостиницы,
рестораны, кафе, экскурсионные фирмы, музеи и выставки, парки аттракционов,
досугово-развлекательные предприятия, шоу-, кино-, видео-бизнес, азартные
мероприятия и заведения, спортивные и курортные организации. Словом, все те,
кто может оказать необходимые услуги.
Комплектацией туристского продукта, т. е. формированием набора услуг под
названием «тур», занимаются туроператоры. Туроператор (в некоторых странах его
называют турорганизато-ром) производит дифференцированные туристские продукты
из составляющих услуг в соответствии с потребностями и пожеланиями клиентов.
Турагент реализует туристский продукт клиенту в виде комплексов (инклюзив-туры)
или в виде свободного набора услуг (заказные туры).
На рис. 8.1 показана схема продвижения туристских услуг.
недоступно
Рис. 8.1. Схема продвижения туристских услуг (---- - продажа товара (услуги); -
организация продажи за комиссионные)
Туроператор - это
организация, занимающаяся комплектацией туров и формированием комплекса услуг
для туристов.
Туроператор разрабатывает туристские маршруты, насыщает их услугами посредством
взаимодействия с поставщиками услуг, обеспечивает функционирование туров и
предоставление услуг, подготавливает рекламно-информационные издания по своим
турам, рассчитывает цены на туры, передает туры тур-агенту для их последующей
реализации туристам.
Турагент - это организация-посредник, занимающаяся продажей сформированных
туроператором туров.
Турагент приобретает туры у туроператора и реализует их потребителю. Турагент
добавляет к приобретаемому туру проезд туристов от места их проживания до
первого по маршруту пункта размещения, от последнего на маршруте пункта
размещения и обратно.
Место обозначенных туристских организаций на туристском рынке показано на рис.
8.2 (понятия рецептивного и инициативного туроператоров рассмотрены в § 8.3).
Главной рыночной ролью этих организаций является соединение поставщиков услуг с
клиентами-туристами, порой сильно разобщенных как во времени, так и
территориально. Это специфический туристский вид бизнеса. Здесь важен
правильный выбор поставщиков услуг, основанный на профессиональных знаниях
туристского рынка, бизнеса, особенностей и рычагов его развития и управления.
Основные функции туристских организаций:
- комплектующая;
- сервисная;
- гарантийная.