Первые гостиницы
(караван-сараи), как и сама профессия по обслуживанию путешествующих людей,
возникли в далеком прошлом, более чем за 2 тыс. лет до н. э., в древневосточной
цивилизации. Со времен Древней Греции и особенно Древнего Рима получили
развитие постоялые дворы, хаинны, инны, гостиницы, ямы, почтовые станции - это
родоначальники гостиниц, предназначенных для путешествующих торговцев и
артистов, паломников и странников.
На протяжении веков облик древней гостиницы не изменялся. В основном она
состояла из ограждения для лошадей и двухэтажного здания, в котором на первом
этаже располагалась таверна, а на втором - спальни. В средние века в этот
комплекс основных услуг для путешественников начали добавлять открытые и крытые
галереи, где устраивались театральные представления (английские инны).
Несомненно, что уже тогда существовала практика оказания путешественникам и
других бытовых услуг со стороны владельцев этих заведений, членов их семей,
прислуги и мелких ремесленников. Такие гостиницы уже тогда являлись
родоначальниками туристских комплексов на соответствующих тем временам
качественном и количественном уровнях оказания услуг.
Этапы исторического развития гостиничной индустрии (гостиничного промысла,
бизнеса), естественно, отслеживают основные вехи всемирной истории человеческой
цивилизации (табл. 9.1 и 9.2).
Таблица 9.1.
Краткий перечень и характеристика основных этапов развития
мировой гостиничной индустрии с древних времен до конца ХХ в.
Если распад
империй, мировые войны, а также «Великая депрессия» 30-х гг. XX в. приводили к
упадку или разорению гостиничного промысла и гостиничной индустрии, то
потепление международных отношений, развитие торговли и ремесел, технические
революции и открытия естественным образом оказывались ускорителями и
катализаторами роста гостиничной индустрии.
Например, после промышленной революции в конце XVIII в. и особенно в XIX в. с
появлением пароходов и паровозов, железных дорог, большого числа состоятельных
людей, а также с развитием массового туризма гостиничное хозяйство претерпевает
существенные изменения. Резко возросшие потоки мигрантов из сельской местности
в строящиеся города, из Европы в Америку, а через некоторое время обратный
ностальгический поток путешествующих к родным местам бывших переселенцев, поток
деловых людей, новых промышленников, перенимающих опыт создания технических
новинок, новых торговцев, а также резкое увеличение населения создают
предпосылки для количественного и качественного роста мировой гостиничной
индустрии.
А с появлением глубокозаинтересованных талантливых людей, пришедших в
гостиничный бизнес (в России - купец Н. И. Корзинкин и др., в Америке - Элсворт
М. Статлер, Конрад Хилтон, Эрнст Хендерсон, Д. Уиллард Мариотт, Кэммон Уилсон),
гостиницы приобретают современную суть и разнообразие.
Сформировавшиеся буквально в первое послевоенное десятилетие (1945-1955 гг.)
автомобильная и авиационная индустрии определили гостиничный бум во всем мире.
Гостиничная база превращается в это время в индустрию услуг, предоставляя
туристу, гостю, путешественнику, отдыхающему полный набор услуг по размещению,
питанию, развлечениям, отдыху и т. д. Гостиница из дома с меблированными
комнатами, предназначенного для временного проживания людей, все чаще
превращается в туристский комплекс, полносервисный отель, в котором оказывается
множество разнообразных услуг, предназначенных для так называемого целевого
потребителя. Гостиницы на автотрассах, железнодорожных вокзалах, при
аэропортах, а также гостиницы для деловых людей и бизнесменов в торговых,
административных центрах больших городов, курортные гостиницы и пансионаты,
конгресс-отели и конгресс-центры, отели «люкс» и апартаменты, гостиницы-казино,
передвижные гостиницы и кемпинги, молодежные гостиницы, общежития и горные
приюты, дома охотников и рыбаков - вот далеко не полный перечень гостиниц
целевого назначения. Для каждого из перечисленных видов характерна тенденция к
расширению сервиса и повышению качества услуг.
Сохраняются тенденции к специализации гостиниц (сегментация рынка гостиничных
услуг), росту числа малых гостиниц и фешенебельных гостиниц-гигантов, а также
изысканных и причудливых, неповторимых гостиниц в необычных местах.
Растет число гостиничных объединений - цепей, ассоциаций. Гостиницы становятся
пионерами в использовании новейших достижений техники - новых материалов
(экологически чистых, пожаробезопасных, износостойких, изящных и т. д.),
передовых технологий по системам жизнеобеспечения и обеспечения безопасности и
комфорта, новых информационных технологий (компьютерных гостиничных
технологических систем, компьютерных систем и сетей бронирования и
резервирования мест). Современная гостиничная база становится основой
туристской индустрии - индустрии XXI века.