Рынок
познавательного туризма также достаточно широк. Он не зависит от возрастной
принадлежности туристов, а только от круга его интересов. Интересовать человека
может многое, а особенно что-то непривычное и необычное, ранее не виденное и
неизвестное. Поэтому при разработке рынка, при рекламе особое внимание нужно
уделять освещению именно этих сторон туристского маршрута.
Существуют две разновидности познавательных туров:
1) стационарные туры с пребыванием туристов в одном городе, туристском центре;
2) маршрутные туры посещение нескольких городов и центров достопримечательностей,
выстроенное в виде маршрута путешествия.
При организации маршрутных туров разрабатывается специальный график посещения
запланированных пунктов. На город или туристский центр выделяется от 1 до 3
дней в зависимости от величины туристского центра и объема
достопримечательностей. Наибольшее количество дней выделяется только на самые
крупные туристские центры - столичные города, такие, как Париж, Рим, Лондон,
Москва и т. п.
Кроме того, познавательные туры имеют массу тематических разновидностей: исторические
экскурсии, литературные, театральные, этнографические, фольклорные, знакомство
с живописью (по знаменитым картинным галереям), знакомство с балетом и оперой
(по знаменитым оперным театрам: Милан, Париж, Вена), по местам действия
известных литературных произведений, по местам жизни великих писателей,
природоведческие и многие другие. Например, в честь 450-летия со дня рождения
великого писателя Сервантеса в 1997 г. в Испании в качестве одного из юбилейных
мероприятий был разработан новый туристский маршрут по местам боевой славы
героев его романа -«По следам Росинанта и его хозяина».
Основную роль в таких программах играют экскурсионно-познаватвльные и
культурные (театры, концерты) мероприятия, направленные на удовлетворение
любопытства туристов.
Если организуется исторический тур, то богатая экскурсионная программа призвана
осветить историческое развитие местности на примерах достопримечательных
объектов. Культурные мероприятия - это посещение театров, концертов, просмотр
пьес национально-исторического характера. В программу включается посещение
музеев быта, декоративно-прикладного искусства, исторических, краеведческих
музеев и т. д.
Программа тура строится в laeucuMocmu от тематики тура.
Досуг на таких турах культурно-познавательного характера: творческие встречи,
видеопрограммы о месте отдыха, какие-то национальные праздники. Не исключается
посещение ресторанов с программой варьете, дегустацией национальных кухонь.
Спортивные и курортные программы, как правило, не планируются.
Размещение туристов на стационарных турах может быть самым разнообразным - в
гостиницах or 1 до 5 звезд. Основное требование местонахождение гостиницы в
черте города, желательно ближе к его историческому центру. На маршрутных турах
туристов размещают, как правило, в гостиницах туристского класса (в разных
странах это от 2 до 4 звезд).
Питание на маршрутных турах - обычно полный пансион, так как основное время
уделяется экскурсиям, музеям, театрам и у туристов нет времени самостоятельно
организовывать себе питание. Пункты питания заказываются в удобной близости с
намеченными экскурсионными объектами. На стационарных турах чаще предлагается
полупансион или (реже) только завтрак. При этом нужно учесть, что ряд
экскурсионных и досуго-вых мероприятий включает в себя обед или ужин.
На познавательных турах с туристами работают опытные гиды-экскурсоводы. На
отдельных тематических экскурсиях -экскурсоводы-искусствоведы. Важно при работе
с иностранными туристами предоставлять им экскурсии на родном (в крайнем случае
на английском) языке. Это является сегодня правилом хорошего тона и негласным
правилом хорошего обслуживания. Считается, что перевод искажает восприятие темы
и ухудшает качество экскурсии.
В программе туров необходимо выделять свободное время для самостоятельного
осмотра города и знакомства с его магазинами. Как правило, на стационарных
турах ежедневно половина дня у туристов свободна, так как в день обычно
планируется одна экскурсия, и это время туристы могут использовать для
знакомства с городом. На маршрутных турах также необходимо предусмотреть
свободные «окна» в обслуживании. Обычно массив свободного времени в размере от
0,5 до 1 дня предусматривается в крупных туристских центрах, где туристы
останавливаются на 2 или 3 дня. В городах, на посещение которых выделяется
всего 1 день, такое время может быть не предусмотрено. Хотя и это, конечно,
зависит от построения программы, нагрузки и обилия достопримечательных
объектов.