· выявление потенциальных потребителей, на которых должны быть ориентированы мероприятия по сбыту;
· разработка мероприятий по сбыту;
· создание информационной системы по клиентуре фирмы;
· создание эффективной системы обработки информации, поступающей от потребителей, и системы быстрого реагирования на нее.
Из
данной стратегии вытекает вопрос: "Что дешевле - иметь собственную сеть
агентств или пользоваться на комиссионных началах услугами посредников -
турагентств?" Раньше первостепенное значение для производителей услуг имел
коммерческий интерес: как продать больше и с наименьшими затратами на
мероприятия по сбыту. В конце 80-х - начале 90-х первичным становится не
коммерческий интерес в "настоящем", а запросы потребителя, обращение
напрямую к конкретным группам потребителей, приобретение постоянной клиентуры.
Именно это является гарантией коммерческой стабильности фирмы в будущем. Отсюда
- тенденция к расширению собственной сети турагентств или отношениям
франчайзинга с турагентами.
Туроператор - Турагентство - Турист.
Как уже было сказано выше, турагентство - посредник между туроператором и
туристом. Турагентство также занимается продажей отдельных услуг туристам
(транспортные услуги, оформление выездных документов, дисконтных карточек,
продажа туристской литературы, обработка фотопленок и множество других).
Большинство туроператоров предлагают свои услуги рынку через агентства. Каждый
из них стремится сформировать собственный канал распределения. Почему
туроператор готов переложить часть работы по сбыту на посредников? Ведь это
означает, что он, в какой-то мере, теряет контроль над тем, как продают товар,
что при перечисленных выше особенностях туристских услуг (неосязаемость,
совпадение процессов производства и потребления и т. д.) является очень важным.
И тем не менее, многие туроператоры считают, что использование посредников
приносит им определенные выгоды. Ниже речь пойдет о них.
У многих туроператоров не хватает финансовых ресурсов для осуществления прямого
маркетинга. Туроператор по Испании "Soltour Este", к примеру, продает
свои туры с помощью нескольких десятков сотен московских и региональных
турагентств. Даже такой крупной турфирме было бы трудно найти средства, чтобы
выкупить хотя бы часть этих агентств.
Для того чтобы добиться с помощью прямого маркетинга экономичности системы
массового распределения, многим производителям туруслуг нужно было стать
посредниками в продаже услуг других фирм. Например, многие фирмы-туроператоры,
количество собственных маршрутов которых не превышает 1-2 (такие, как
"Larus Viaggi" (Италия), "Pactour", "Trektravel"
(Турция)), сочли бы непрактичным открытие по всей стране своих представительств
по продаже туров в Италию или Турцию. Им бы пришлось продавать их вместе с
туруслугами других туроператоров, что, в конце концов, превратило бы их во
владельцев сети турагентств. Так что им гораздо легче работать через обширную
сеть дистрибьютеров. Но даже если туроператор и может позволить себе создать
собственные каналы распределения, во многих случаях он заработает больше, если
увеличит капиталовложения в свой, основной бизнес.
Использование посредников объясняется, в основном, их большой эффективностью в
обеспечении широкой доступности туруслуг и доведении их до целевых рынков. У
турагентств гораздо больше опыта, контактов, размаха деятельности, чем у
туроператоров.
Две схемы, приведенные ниже, показывают один из основных источников экономии
туроператора при использовании турагента. В схеме А показано, как три
туроператора (ТО) пытаются достичь клиентов (К) при помощи прямого маркетинга.
Для этого требуется девять контактов. Схема Б показывает, как те же
туроператоры работают с одним турагентом, который устанавливает контакты с тремя
клиентами. Здесь требуется только шесть контактов. Таким образом, турагент
помогает сократить туроператорам объем дополнительной работы, который
необходимо выполнить при прямом маркетинге.
Но, независимо от того, какой системы сбыта придерживается турфирма, она
стремится снизить издержки на распределение. С помощью новых технологий и новых
мощных компьютеров некоторые турфирмы смогли оптимизировать затраты на систему
распределения. Другие же довольно долго и с небольшим успехом
"перемалывают" одну и ту же проблему, третьим лишь частично удалось
усовершенствовать систему. Помимо компьютеров, распределение редко поддается
эффективному регулированию, как, скажем, производство или маркетинг. Степень
эффективности распределения трудно измерить и проконтролировать. Особенно на
это влияют некоторые маркетинговые решения: небольшие изменения в политике
обслуживания клиентов могут значительно увеличить издержки на распределение;
максимизация продаж, которая является результатом их стимулирования, может
привести к материальным расходам на дополнительный штат сотрудников в сфере
распределения; решение увеличить денежный оборот продаж может привести к
экономически невыгодному уровню оборотных фондов и расходов по обслуживанию,
опять же повышающих затраты на распределение. В свете этих тенденций встает
вопрос: что делают турфирмы с лучшим управленческим аппаратом, чтобы более
эффективно осуществлять контроль над распределением и снизить расходы на него.