Менеджеры
должны задавать подобные вопросы касательно каждого фактора до тех пор, пока
смогут построить кривую вероятности для каждого из них. Практика показывает,
что это не так уж и трудно, как кажется. Часто данные по степени вариаций
(отклонений) уже имеются: например, практические данные по степени отклонения
цены продукта-заменителя. Менеджер может судить о вариациях продаж по их
результатам в данной отрасли. Даже для факторов, вариантность которых на
практике неизвестна (как в случае с текущими затратами на новый продукт),
человек, дающий среднюю оценку, должен иметь в виду степень уверенности в своем
предположении. Чем меньше уверенность человека в своей оценке, тем шире область
возможных отклонений.
Последнее утверждение скорее всего встревожит предпринимателей. Имеет ли смысл
искать оценки отклонений? Нельзя слишком сильно подчеркивать, что чем меньше определенности в средней оценке,
тем важнее учет возможных вариаций этой оценки.
Более того, оценка максимально возможного отклонения фактора всегда лучше,
нежели просто средняя оценка, поскольку она включает больше информации о том,
что принимается за известное и что - за неизвестное. Та самая нехватка
информации может отличать одно возможное решение капиталовложения от другого.
Нехватка информации сама по себе образует важную информацию о предлагаемом
вложении. Отбрасывание какой-либо информации всего лишь из-за того, что она
видится крайне неопределенной, должно расцениваться как серьезная ошибка в
анализе - ошибка, которую призван исправить наш новый подход.
Следующий шаг в предлагаемом подходе - определить возможные показатели отдачи,
результат случайных комбинаций присутствующих факторов. Это влечет за собой
такие ограничения, как непозволительность всего рынка отклоняться на более чем
какую-то определенную величину. Безусловно, здесь можно использовать любой метод
ранжирования отдачи, если это удобно для компании. В нашем конкретном случае
менеджер предпочел метод дисконтного потока наличных, ему мы и будем следовать
далее.
Компьютер может выполнить задания моделирования в очень короткий срок и по
очень низким затратам (15 долл. за компьютерное время). Полученные в результате
вероятностные показатели уровня отдачи немедленно прочитываются и изображаются
графически.
Шестнадцать изначально данных факторов, описанных ранее, компьютер распределяет
по трем категориям:
· анализу рынка, включающему в себя следующие показатели: размер рынка, темп его роста, долю рынка фирмы, среднюю цену REC, расположение отеля, источник клиентуры, конкурентоспособность, процент безработных в области. Для данной комбинации этих факторов можно определить доход от продаж;
· анализу инвестиционных затрат, отображающему срок эксплуатации и предполагаемые текущие затраты, размер здания. Анализ подвержен многочисленным ошибкам и различным неопределенностям (например, неопределенность, вызванная техническим прогрессом автоматизации);