Схема 1.1 Факторы внешних воздействий
на методы руководства
Поясним все четыре фактора.
Первый фактор: известно каждому, что
он имеет право пытаться что-то сделать; что в рамках установившегося порядка он
несомненно обязан знать свое место; что он может действовать в соответствии со
своими способностями и имеет право на участие в любом предприятии. В
результате, поскольку речь идет о практике ведения туристского
предпринимательства, не только проявляется растущее желание, но и во весь голос
заявляет о себе требование со стороны низового уровня менеджеров и штатных
специалистов к более значимой их роли при планировании, внесении вклада при
принятии решений компанией. Решимость
достигнуть успеха стала фактом жизни корпорации, а это указывает на
необходимость сдерживать влияние руководства вне зависимости от
индивидуальности.
Вторым
революционизирующим фактором, приобретающим новую форму высшей
управленческой практики, стал информационный
взрыв, который со времен окончания второй мировой войны был трансформирован
в международную индустрию без должного признания. Прорыв продолжает
распространяться практически во всех науках, включая управление и туристику.
Технологическое развитие следует одно за другим так быстро, что во многих
сферах туризма каждый, кто формирует туристский продукт, поставляя его для
массового спроса, сталкивается с устаревшей технологией, в то время как
обработанная и улучшенная модель продукта выходит из недр туропе-раторской
деятельности. Информация, которая 25 лет назад могла собираться месяцами,
позволяя руководителям туристской компании и их советникам комфортно
чувствовать себя до момента принятия важного решения, сегодня становится
доступной высшему руководству и его конкуренту в течение дней, часов или,
благодаря компьютеру, нескольких минут.
В конечном счете руководитель администрации должен взять на себя
ответственность за последующее решение. Если он склонен к преобладающему
влиянию, он все-таки может проигнорировать или не принять рекомендации своего
штата. Но в наши дни руководитель подвергает себя большему риску, нежели
прежде. Так как, во-первых, он не сможет удержать уверенную власть над ведущими
специалистами, подчиненными ему, будучи не прав. Во-вторых, если он упорно не
принимает мнение подчиненных и отказывает им в значительном участии в планировании
компании, они могут покинуть его ради других, более привлекательных,
возможностей. Чтобы поддержать свое доминирующее положение, руководителю могут
потребоваться лучшие специалисты.
Несколько веков назад прилежный и хорошо образованный человек мог ознакомиться
с большей частью необходимых ему знаний. В нашу эпоху исполнителю намного
труднее овладеть литературой, которая может существенно осветить хотя бы одну
из сторон обучения по профилю менеджмента компании. Столкнувшись с новыми
технологиями, самый энергичный и полномочный руководитель администрации должен
выяснить, чего он не знает, и быть готовым сдержать свою естественную
самонадеянность, даже если это будет означать для него ущемление некоторых
полномочий.
Третьим
фактором, снижающим сегодня воздействие руководителя-исполнителя, могут
быть как отождествление экономического
масштаба, так и простое возрастание феномена "величины".
Ускорение туристских потоков и массовых продаж в последние годы породило
предпринимательство больших объемов. Впечатляющий показатель содержится в
докладе группы специалистов туризма, представленном в октябре 1992 г. в
Акапулько (Мексика) на Всемирном форуме туризма по проблемам прогноза туризма
на 90-е гг. XX столетия и последующий период (2010 г.). 100 самых больших
туристских компаний расширили свой объем с 303 млн до 1 млрд 26 млн долл. США
(239 процентов) в течение 80-х - первой половины 90-х гг., а 500 - с 40 до 144
млн долл. (не менее чем 194 процента). Это показывает не только возрастание
зарплаты и доходов, но также увеличение показателей и видов предпринимательской
деятельности, в которые были вовлечены туристские корпорации. Короче,
расширение туристского ассортимента, достигая вершины роста, несомненно
приведет к эффективному расширению влияния на принятие решения среднего уровня
менеджмента. В дальнейшем будет уменьшено число решений, принимаемых
руководителем по разным видам гостиничного и туристского бизнеса, в которых
участвует корпорация.
Четвертый
фактор, изменивший технику руководства в последнее десятилетие, - это всемирная экспансия деловых возможностей,
основанная на неутомимом требовании потребителей туризма по всем группам
доходности. Расширение числа регионов и субрегионов туристской активности может
определить многообразие видов поездок и путешествий. Назовем лишь некоторые:
автомобильные, морские, оздоровительные, экономические. В этих обстоятельствах
руководитель корпорации считает себя ответственным за осуществление прямой
распорядительной деятельности, что может иметь место в практике различных
секторов туризма и рынков сбыта, каждый из которых со своими собственными
требованиями.
Большое число туристских бизнесменов затратили немало энергии и денег, чтобы
выйти на иностранные рынки. Рассмотрим пример. Так, американские частные
инвестиции в зарубежные операции туризма продвинулись с нескольких десятков
миллионов долларов в 1970 г. до полутора триллионов долларов в 1995 г. и до
двух триллионов долларов в 1997 г. Поэтому в дополнение к своим бесчисленным
обязанностям у себя дома руководитель вынужден пересекать океан туда и обратно
множество раз для того, чтобы поддерживать уровень развития туризма и там и
здесь. Но он не может растрачивать свою жизнь в самолетах. Поэтому большую
часть времени он проведет за тысячи миль от своих иностранных менеджеров и
заморской администрации своей компании. В данном случае иного пути нет. Прямое
воздействие его руководства будет ощущаться лишь от случая к случаю.
В связи с перераспределением функций управления под воздействием внешних
факторов сегодня выделяют следующие основные уровни управления, очерчивая их
границы (см. схему 1.2).