· кризисом здоровья народонаселения (понижением средней продолжительности жизни человека).
Социализация туризма ставит перед всеми участниками и субъектами туристской деятельности задачу обратить внимание в совместной практической работе на следующие социальные аспекты:
· активизация участия местных сообществ (субъектов Российской Федерации, регионов туризма) в процессах планирования, реализации, контроля и анализа туристской политики, программ и проектов в контексте отечественного протекционизма приоритетов туризма;
· повышение уровня жизни населения, предоставление экономических и социальных возможностей;
· при планировании туризма сохранение культурно-исторического наследия и комплексного характера туристских центров;
· уважение социально-культурных ценностей и норм общества;
· сотрудничество с деловыми центрами, туристской индустрией, проведение информационной работы с целью разъяснения культурных ценностей мест посещения и норм поведения в посещаемых местах;
· развитие людских ресурсов в сфере туризма: увеличение занятости местных трудовых ресурсов в сфере туризма; обеспечение возможности для участия подростков, трудящихся, учащихся, женщин, ветеранов, инвалидов;
· продвижение положительных аспектов туризма и ликвидация его негативных последствий;
· работа по профилактике и сдерживанию злоупотреблений и эксплуатации людей в сфере туризма, особенно женщин, детей и других уязвимых слоев населения;
· участие в разработке нормативных актов, нацеленных на ликвидацию негативных социальных последствий туризма;
· социальный туризм и экология.
Приведенный пример взаимодействия всех факторов и слагаемых социального туризма формирует концепцию современной взаимосвязи через:
· понимание актуальной проблематики туризма посредством различных механизмов организационного характера и системы социально-экономических предпосылок;
· возобновление социального туризма как социального феномена в стране на основе законодательной инициативы и нового типа организации социального туризма;
· создание общероссийского общественного объединения в туризме, в частности, Всероссийского народного туристского общества - ВНТО.
Интернационализм:
транснациональные объединения
Современные крупные организации действуют в условиях все возрастающей по
глубине и интенсивности международной взаимосвязанности, т. е.
интернационализма. Многие туристские корпорации в процессе своего развития
превратились в глубоко транснациональные по форме и сути.
Так, после второй мировой войны в рыночно ориентированных странах начинаются
укрупнение туристских фирм и расширение масштабов их деятельности. Этот процесс
ускорился в конце 60-х гг., когда в туристском бизнесе все заметнее стали
происходить захват и подчинение крупными фирмами разрозненных туристских фирм.
В качестве примера крупных единых организаций туризма рассмотрим следующие
объединения.
Туристские корпорации. В настоящее
время существует множество туристских фирм-гигантов, объединяющих фирмы
-туристские операторы и фирмы - туристские агенты, которые обычно называются
туристскими корпорациями. Туристские корпорации, как правило, включают в себя
большое количество туристских фирм различной направленности. Обычно их создание
происходит на добровольной основе, на условиях долевого участия в деятельности
или путем поглощения и слияния крупных и мелких туристских фирм-операторов и
туристских агентств. Фирмы-гиганты во многих странах образуют монополии на
рынке туристских услуг. Так, 13 крупнейших туристских корпораций Франции
захватили 50 %, а 3 корпорации Германии - до 70 % туристского рынка своих
стран. Помимо оказания туристских услуг, корпорации разворачивают свою
деятельность в других отраслях, преимущественно сопутствующих: они становятся
владельцами транспортных предприятий, сети магазинов и предприятий питания,
туристского инвентаря, банков, страховых обществ и т. д.
Гостиничные цепи. Гостиничная цепь -
объединение нескольких гостиничных комплексов для выработки единой политики и
общих условий соглашений с оптовыми фирмами - туристскими операторами. Развитие
систем автоматизации привело к тому, что зачастую предприятия, входящие в гостиничную
цепь, связываются единой автоматизированной системой управления и распределения
гостиничного фонда. На сегодняшний день в мире существует свыше 300 гостиничных
цепей. На долю 13 крупнейших из них приходится 78 % всего номерного фонда
гостиничных цепей (соответственно 55 и 23 %).
В табл. 4.1 приведены характеристики нескольких крупнейших гостиничных цепей,
функционирующих в мировом туристском бизнесе.
Таблица 4.1 Характеристики нескольких
крупнейших цепей