Анализ процессов развития
соревнования в туризме показывает, что оно все еще рассматривается как внешний,
добавочный элемент к системе управления. Формальное отношение к организации
соревнования объясняется тем обстоятельством, что его организаторы как бы
"сверху" навязывают условия труда и формы трудового соперничества, с
помощью лозунгов пытаются развивать инициативу. Сложными являются взаимосвязь и
взаимоотношения не только между участниками, но и между организаторами
соревнования, органами управления туризмом и общественными организациями.
Коллективный характер трудовых
процессов (работа на общий результат) ставит под сомнение необходимость
организации индивидуального соревнования, так как из-за несовершенства
критериев невозможно определить индивидуальный вклад каждого. Вместе с тем
существуют бригады, в которых организация индивидуального соревнования
необходима. Это касается тех объединений, где труд отдельного работника
поддается измерению, оценке и стимулированию. В большей части туристских
структур организация индивидуального соревнования не целесообразна, так как на
конечный результат влияет не один человек, а весь коллектив. В этих условиях
индивидуальное соревнование не помогает, а мешает слаженной работе. По той же
причине часто страдает и качественная сторона работы коллектива и отдельных его
работников (культура обслуживания и др.). Внедрение экономического соревнования устраняет
негативные явления ранее действовавшего в туризме социалистического
соревнования, так как наряду с количественными применяются и качественные
показатели.
Новая система управления
туризмом требует комплексного подхода к организации трудового состязания. Это
значит, что итоги соревнования трудовых коллективов следует подводить не по
каждой из многочисленных организационных форм (инициатива, почин и т.д.), не по
отдельным показателям (направлениям), а по общему конечному результату. Такой подход
обусловлен тем, что полученный эффект от внедрения того или иного мероприятия
(почина) установить практически невозможно.
Для оценки результатов
деятельности трудовых коллективов в туризме целесообразно использовать
следующие критерии:
q эффективность труда (размер дохода (прибыли));
q качество труда;
q сплоченность коллектива (определяется по известным в социальной психологии формулам);
q уровень управляемости коллектива (определение готовности к предстоящим переменам).
В условиях внедрения рыночных
отношений реальный вклад соревнующихся в конечный результат характеризуют
показатели изменения (увеличения, уменьшения) объема дохода (прибыли).
Определить этот вклад можно суммированием показателей их базового (основного) и
дополнительного вкладов. Таким образом,
где Ов — общий, Бв — базовый (основной) и Дв — дополнительный вклады
соревнующихся.
Размер дополнительного вклада
определяется общим собранием и зависит от особенностей трудовой деятельности
коллектива.