Переговоры предназначены для
того, чтобы с помощью взаимного обмена мнениями (в форме различных предложений
по решению поставленной на обсуждение проблемы) получить отвечающее интересам
обеих сторон соглашение и достичь результатов, которые бы устроили всех его
участников. Переговоры — это менеджмент в действии. Они состоят из выступлений
и ответных выступлений, вопросов и ответов, возражений и доказательств.
Переговоры могут протекать легко или напряженно, партнеры могут договориться
между собой без труда или с большим трудом или вообще не прийти к согласию,
поэтому в каждом отдельном случае необходимо разрабатывать и применять
специальную тактику и технику их ведения.
В связи с разнообразием
переговоров невозможно предложить их точную модель. Обобщенная схема их
проведения показана на рис. 11.6.
I этап Подготовка переговоров
II этап Проведение
переговоров
III этап Решение
проблемы (завершение переговоров)
IV этап Анализ
итогов деловых переговоров
Рис.
11.6. Модель проведения деловых переговоров
Успех переговоров всецело
зависит от того, насколько хорошо вы к ним подготовились. Подготовка к
переговорам предполагает не только усвоение предмета переговоров, но и
достаточно полное изучение проблемы, связанной с ним.
В современных условиях
развития средств связи многие деловые вопросы можно решить оперативно и без
личной встречи. Но это наиболее приемлемо тогда, когда партнеры знакомы и между
ними уже установлены деловые отношения, что помогает найти взаимопонимание. В
решении же принципиальных вопросов и при согласовании условий контракта личные
встречи играют исключительную роль.
Переговоры с представителями
фирм можно условно разделить на две группы:
q для получения информации по предложению или запросу без подписания контракта;
q для согласования и подписания контракта.
И в том, и в другом случае к
переговорам необходимо тщательно готовиться, что предполагает выяснение
отдельных проблем, возможных вопросов и ответов контрагента. В зависимости от
вопроса переговоров, а также с учетом должностного положения
прибывающих на переговоры представителей фирмы проведение переговоров может
быть поручено оперативному работнику или руководству фирмы.
Уровень лиц, участвующих в
переговорах, и их компетентность являются решающими факторами при обсуждении
принципиальных вопросов. В связи с этим до начала переговоров необходимо
выяснить организационную структуру фирмы и компетентность прибывающих на
переговоры представителей. Иными словами, необходимо иметь детально
разработанную модель проведения переговоров:
q четко представлять себе предмет переговоров и обсуждаемую проблему. Инициатива на переговорах будет в руках того, кто лучше знает и понимает проблему;
q обязательно составить примерный сценарий переговоров. В зависимости от сложности переговоров может быть несколько таких проектов;