Способы
реагирования на конфликтные ситуации
С помощью методики К.Н.
Томаса, американского социального психолога, определяются типичные способы
реагирования на конфликтные ситуации. Можно выявить, насколько человек склонен
к соперничеству и сотрудничеству в группе, в команде, стремится к компромиссам,
избегает конфликтов или, наоборот, старается обострить их, а также оценить
степень адаптации каждого члена коллектива к совместной трудовой деятельности.
По каждому из пяти разделов
опросника (соперничество, сотрудничество, компромисс, уклонение,
приспособление) подсчитывается количество ответов, совпадающих с ключом.
Полученные оценки сравниваются между собой для выявления предпочтительной формы
социального поведения испытуемого в ситуации конфликта, тенденцию его
взаимоотношений в сложных условиях.
Инструкция: внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже суждений. Выберите то
из них («а» или «б»), которое более соответствует особенностям вашего
поведения, и запишите на отдельном листе бумаги:
1 — а)
иногда я даю возможность другим взять на себя ответственность за решение
спорного вопроса; б) чем обсуждать то, в чем мы расходимся, я стараюсь обратить
внимание на то, в чем мы согласны оба;
2 — а)
я стараюсь найти компромиссное решение; б) я пытаюсь уладить его, учитывая
интересы другого человека и мои собственные;
3 — а)
обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего; б) иногда я жертвую своими
интересами ради интересов другого человека;
4 — а)
я стараюсь найти компромиссное решение; б) я стараюсь не задеть чувств другого
человека;
5 — а)
улаживая спорную ситуацию, я все время пытаюсь найти поддержку у другого; б) я
стараюсь делать все, чтобы избежать бесполезной напряженности;
6 — а)
я пытаюсь избежать неприятностей; б) я стараюсь добиться своего;
7 — а)
я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его
окончательно; б) я считаю возможным в чем-то уступить, чтобы добиться другого;
8 — а)
обычно я настойчиво пытаюсь добиться своего; б) первым делом я стараюсь
определить, в чем состоят все затронутые интересы и спорные вопросы;
9 — а)
я думаю, что не стоит волноваться из-за каких-то разногласий; б) я предпринимаю
усилия, чтобы добиться своего;
10 — а)
первым делом стремлюсь определить, в 4eiw состоят
все интересы и спорные вопросы; б) я стараюсь успокоить другого и сохранить
наши отношения;
11 — а)
первым делом я стремлюсь определить, в чем состоят интересы и спорные вопросы;
б) я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения;
12 — а)
зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры; б) я даю
возможность другому в чем-то остаться при своем мнении, если он также идет мне
навстречу;
13 — а)
я предлагаю занять промежуточную позицию; б) я настаиваю на том, чтобы все было
сделано по-моему;
14 — а)
я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах; б) я пытаюсь
показать другому логику и преимущество моих взглядов;
15 — а)
я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения; б) я стараюсь сделать
все необходимое, чтобы избежать напряжения;