Косвенный эффект занятости. Туризм создает эффект занятости и в других отраслях экономики, поэтому
говорят о его косвенном участии в занятости населения.
Функция создания дохода. Кто работает, тот, как правило, получает доход от своей деятельности. С
функцией туризма по обеспечению занятости тесным образом связана функция
создания дохода. Используя экономическую терминологию, можно сказать, что
экономическая деятельность в секторе туризма вносит вклад в создание
национального дохода. Это относится прежде всего ко всем людям, чье рабочее
место напрямую зависит от туризма. В данном случае речь идет о прямом эффекте
создания дохода в туризме.
Дополнительно следует
учитывать и то, что каждый рубль, зарабатываемый туристским предприятием на
первом обороте средств и получаемый в виде дохода, снова уходит со счета
предприятия. Таким образом возникают новые доходы, но уже третьих лиц. Если эти
лица выступают в роли поставщиков каких-либо товаров для туристского предприятия,
то в этом случае можно говорить о функции косвенного эффекта создания дохода в
туризме.
Пример. Менеджер
гостиницы заключает договор с пекарем на поставку хлеба, булочек и другой
выпечки, необходимой для обслуживания гостей в ресторане этой гостиницы.
Пекарь, таким образом, получает некоторую часть своего дохода от сотрудничества
с туристской отраслью, так как товары, поставляемые в гостиницу, потребляются
туристами.
Создание дохода в туризме
способствует увеличению национального дохода.
В науке об экономике говорится об этом эффекте в том случае, когда имеется в
виду, что доход, полученный в одной отрасли, способствует возникновению нового
дохода у другого субъекта хозяйственной деятельности. Эффект увеличения
национального дохода в туризме имеет прежде всего региональное значение.
Значительное увеличение дохода происходит тогда, когда первичная выручка
туристской отрасли (как в примере с пекарем) переходит в региональную торговлю,
промышленность и сельское хозяйство.
В рамках регионального аспекта
важную роль играет следующая экономическая функция туризма — функция сглаживания, проявляющаяся в том, что туризм
способствует экономическому развитию слабых в структурном отношении регионов.
Туристов, как правило, интересуют регионы со слабо развитой промышленностью,
места, имеющие первозданный ландшафт и окружающую среду в состоянии полного
равновесия. Чаще всего это регионы с преимущественным развитием сельского
хозяйства. Для местных жителей таких регионов туризм представляет собой важный
источник дополнительного дохода: он способствует выравниванию их доходов, так
как эти доходы чаще всего более низкие, чем в местах с развитым промышленным
производством.
Функция сглаживания в туризме
имеет также и международное значение. В этом смысле происходит то же самое, что
и в сельскохозяйственном регионе. Рассмотрим небольшое островное государство,
жители которого живут преимущественно за счет ведения сельского хозяйства и
рыбной ловли, то становится ясно, что туризм для такой страны имеет важное
экономическое значение, ведь туристы потребляют товары и услуги местного
производства. В данном случае туризм перераспределяет доходы стран с
индустриальным и сельскохозяйственным производством.