Однако туризм как отрасль
экономики находится не только в тесной взаимосвязи с экологией, но и с
неэкономическими потребностями, ценностями и структурами. Одной из таких
структур является социальная сфера.
В процессе освоения
определенного региона туристами в контакт вступают четыре различные культуры.
Это культура того региона, откуда приезжают туристы; культура отдыха (стиль
жизни и нормы поведения туристов во время отдыха); культура местных жителей и
культура обслуживания. Все культуры влияют одна на одну. Так, например,
культура приезжих определяет их поведение, а вместе с тем и культуру отдыха.
Культура отдыха в свою очередь зависит от культуры обслуживания. При этом то,
как местные жители воспринимают приезжих, отражается на поведении гостей.
Степень общественного
воздействия туризма на культуру местных жителей зависит от различных факторов.
Главным среди них является возможность самоопределения местных жителей и их
открытость по отношению к новым воздействиям. Следует ожидать, что в том
регионе, где население имеет открытый способ мышления, а туризм при этом
доминирует и утверждает чужую культуру, местная культура постепенно исчезнет, а
первыми, кто быстро начнет впитывать чужую культуру, будут молодые люди. Так
возникают эффекты идентификации и имитации. При этом идентификация означает
внутреннюю передачу составных частей чужой культуры, имитация же проявляется во
внешнем подражании отдельным видам поведения и элементам привнесенной культуры.
При открытом способе мышления,
но умеренной степени утверждения чужой культуры должно происходить медленное
изменение культуры местных жителей путем запоздалого введения в нее элементов
этой чужой культуры. В регионе, где проживает население с закрытым способом
мышления, но где существует высокая вероятность утверждения чужой культуры
благодаря тому, например, что много земли перешло во владение приезжих, можно
ожидать сознательного и открытого отчуждения местных жителей. Такое негативное
отношение может привести к тому, что местные жители затруднят осуществление
новых туристских проектов.
Часто в процессе развития
туристского региона местное население переживает различные фазы восприятия
чужой культуры. На начальном этапе, когда чужая культура еще значит немного,
имеет место внедрение чужой культуры или даже ее имитация. При растущем
утверждении чужой культуры и потере собственной идентичности происходит отказ
от собственной культуры или высокая ее стилизация. Только на зрелом этапе
развития туристского региона удается по-новому (на фоне чужой культуры)
определить собственную идентичность и прийти к новому самоосознанию
национальной культуры.
При оценке социальных эффектов
туризма должна учитываться и структура населения региона. Речь идет об
окраинных регионах, которые убереглись от стремительных преобразований. Те
люди, которые стремились к предпринимательству и переменам в своей жизни,
оставили эти окраинные регионы и переехали в центр, а то население, что
осталось, не хочет изменений в своей жизни. Местные жители оказываются, таким
образом, неподготовленными к общественным преобразованиям, возникающим в
процессе развития туризма. Кроме того, эти преобразования не так четко
выражены, как преобразования, вызванные другими отраслями в центре страны.
Явлением, которое сможет облегчить психологическое изменение образа жизни и защитить
идентичность местного населения, является профессионализация культуры
обслуживания. Это значит, что по отношению к гостям должна быть соблюдена
духовная дистанция: они ведь всего лишь клиенты и им оказывается всего лишь
профессиональная услуга.