Туроператоры различаются также
и по экономическим целям. Не
Ширина программы
Рис.
2.9. Программа туроператора
все предприятия при организации туров стремятся получить
в первую очередь максимальную прибыль. В данной группе выделяются коммерческие
туроператоры, общеполезные (некоммерческие) туроператоры и предприятия «черного
туризма». Основная цель коммерческих туроператоров — получение постоянной и
большой прибыли. Некоммерческие туроператоры хоть и стремятся к экономичности,
но интересы увеличения прибыли не стоят для них на первом плане. Намного
большее значение ониуделяют организационным и воспитательным целям. Эти цели
могут носить социально-политическую, идеологическую или иную направленность.
Обобщенно подобные предприятия можно отнести к организаторам туристских
социальных мероприятий — например, коммунальное управление преследует какие-то
социальные цели; церкви, профсоюзы или политические партии — идеологические
цели; вузы — политико-образовательные цели. В группу туроператоров «черного
туризма» входят предприятия, которые занимаются туристской деятельностью не
постоянно, а по обстоятельствам. При этом они не имеют лицензии и не могут быть
отслежены налоговыми органами. Чаще всего это частные лица, которые даже не
подозревают о том, что они действуют как юридические лица (председатель
какого-то производственного объединения решил организовать для своих
сотрудников поездку в Москву. С этой целью он бронирует номера в гостинице и
билеты на проезд до Москвы и обратно, заказывает экскурсию по городу и билеты в
театр).
Турпосредники. Понятия турпосредник и турбюро чаще всего
употребляются как синонимы, но, строго говоря, они не всегда имеют одно и то же
значение. Турпосредник — это собирательное
понятие. Оно охватывает все предприятия и учреждения, которые в своей основной
и дополнительной деятельности выступают как посредники. Определение турбюро
относится только к тем предприятиям, основная деятельность которых заключена в
посредничестве туристских услуг. Мы будем использовать оба выражения в
одинаковом значении, так как турпосредники, не являющиеся турбюро, играют в
туристской отрасли второстепенное значение. Пожалуй, ни в одной другой отрасли
посреднической деятельности не придается такое большое значение, как в туризме.
Это объясняется большой территориальной удаленностью между производителями и
пользователями услуг (например, между гостиницей и отдыхающим), отсутствием
представлений о рынке (потребитель редко знаком с предложениями страны, в
которой он ни разу не бывал), необходимостью предварительного бронирования при
ограниченных мощностях производителя услуг. Путешествия за границу, в мало
знакомые места, бронируются почти всегда через несколько промежуточных
структур. Если какой-либо турист в качестве индивидуала бронирует через
швейцарское турбюро номер в гостинице или перелет в такую дальнюю страну, как
Чили, то турбюро при этом покупает услуги у швейцарского международного
туроператора, который в свою очередь закупает услуги за границей. В стране
назначения оператор, занимающийся въездным туризмом, закупает услуги у местных
производителей и продает их международному оператору из страны, откуда
ожидаются клиенты. Оператор въездного туризма следит также за организацией
путешествия на месте (заказ, инкассо, исполнение и т.д.), т.е. посредник
выполняет для производителей и потребителей важные управленческие функции. К
турпосредникам чаще всего обращаются при желании осуществить комплексное
путешествие, так как они являются связующим звеном между туристом и
производителем туристских услуг. Турпосредники характеризуются по таким
критериям, как ассортимент, правовое и
экономическое положение и величина предприятия.