Встречающиеся в классическом
менеджменте иные типы организационных структур управления предприятием не
типичны для системы туризма, поэтому автор адресует интересующихся этим
вопросом к другим литературным источникам (Мескон М., Альберт М, Хедоури Ф.
Основы менеджмента. М., 1992; Воробьев Л.А. Основы управления производством.
Мн., 1998).
В каждом трудовом коллективе
наряду с формальной (официальной) структурой взаимоотношений существуют и
неформальные (неофициальные) отношения между членами коллектива. Если
официальные отношения регламентируются соответствующими инструментами,
приказами, распоряжениями, то неофициальные не регламентируются никем и ничем.
В связи с этим следует иметь в виду, что процесс управления относится к
созданию и функционированию формальной организации. Однако надо знать, что
внутри всякой формальной организации есть и неформальные организации, которые в
определенной мере влияют на ее политику. Это связано с тем, что каждый член
трудового коллектива принадлежит одновременно ко многим группам. Механизм
образования формальных и неформальных организаций представлен на рис. 2.18.
Группы людей, созданные по воле
руководства для достижения целей организации, называются формальными. Первейшей их функцией является выполнение конкретных задач и достижение
целей организации. Отношения между людьми регулируются различными нормативными
документами: законами, постановлениями, приказами, распоряжениями и т.д.
Стихийно образовавшаяся группа
людей, вступивших в регулярное взаимодействие для достижения определенных целей
(цели), признается неформальной группой (организацией). Отношения между членами такой группы формируются на основе личных
симпатий. Члены группы связаны общностью взглядов, склонностей и интересов.
Здесь нет списка членов коллектива, указаний на обязанности, согласованные
роли.
Рис.
2.18. Механизм образования формальных и неформальных организаций
Неформальные, или теневые,
группы существуют в каждой организации. Они неизменно «вырастают» из дружеских
отношений и отношений, не определяемых организационной схемой. Для организации
важно, чтобы неформальные группы не доминировали.
Цена дружбы не имеет ничего
общего с формальными отношениями и компетентностью, но их влияние на дело
формальной организации может быть весьма существенным. И когда в этом
задействовано много людей, власть неофициальной группы заметно усиливается.
Наиболее распространенное использование такой власти и злоупотребление ею
выражается в форме неофициального общения (так называемый «тайный телеграф»).
Ни одни новости не передаются так быстро, как по неформальным каналам. Это один
из способов, с помощью которого неформальная группа осуществляет свою власть
(неформальная коммуникация).
Другой способ, которым
пользуется неформальная группа для того, чтобы проявить свою власть, — это ее
способность действовать или бездействовать. В практике управления есть немало
примеров того, как организации были «поставлены на колени» несанкционированным
менеджментом (сюда не включаются забастовки, так как они санкционированы
профсоюзом и носят законный характер).