При рассмотрении данного
вопроса менеджмент ориентируется на два аспекта этой проблемы: мотивацию
(мотивы) путешествий и мотивацию трудовых отношений.
Мотивы путешествий. Цель поездки (мотив, побуждающий человека путешествовать) — это причина,
при отсутствии которой данная поездка не состоялась бы. Информация о цели
путешествия нужна прежде всего для того, чтобы правильно разделить туристские
рынки на сегменты и определить целевые рынки, положенные в основу разработки
модели управления туристскими потоками и маршрутами.
Следует иметь в виду, что
путешествующая группа, т.е. группа людей, совместно совершающих поездку, имеет,
как правило, только одну основную цель посещения. Вместе с тем у каждого члена
группы может быть и своя, отличная от групповой, мотивация путешествия. В связи
с этим для менеджмента очень важно получить ответ на вопрос о том, каким
образом могут быть систематизированы причины (мотивы) путешествий. Для ответа
на этот вопрос рассмотрим следующий пример:
Госпожа Ш. работает архитектором.
Она получила приглашение принять участие в конференции в Барселоне (с 1 по 8
марта). Г-жа Ш. принимает решение отправиться в поездку в Испанию по разным причинам:
с одной стороны, ее заинтересовала повестка дня конференции; с другой — она
надеется, что в начале марта в Барселоне уже тепло и она сможет насладиться
солнцем. Кроме того, в свободное между заседаниями время можно будет
познакомиться с городом и посетить музей.
Можно ли сказать однозначно,
какой мотив побудил г-жу Ш. принять приглашение и отправиться в поездку? Пример
не раскрывает этого.
Как в данном случае, так чаще
всего и во всех остальных единственный мотив выделить нельзя. Ситуация усложняется
тем, что причины, сопутствующие поездке, лежат чаще всего в подсознании, а на
первый план выдвигается сразу несколько причин. Именно поэтому принято говорить
о мотивации путешествия. В связи с этим целесообразно выделить пять основных
групп мотивации путешествий (рис. 3.2).
Рис.
3.2. Мотивация путешествий
q
Физическая
мотивация. Физическая мотивация
подразделяется на отдых, лечение и спорт. Если основной причиной путешествия
является восстановление физической силы, то на первом месте стоит отдых. Если
должно быть восстановлено здоровье, решающим фактором будет оздоровление,
лечение. Если во время отпуска в первую очередь ищут разгрузку и движение для
тела, то в таком случае важнейшей физической мотивацией является спорт.
q
Психологическая
мотивация. Главная психологическая
мотивация путешествия — желание уйти от повседневной рутины и увидеть
что-нибудь новое, необходимость смены обстановки и расслабления. К
психологической мотивации относится также и смена впечатлений.
Обе эти мотивационные группы —
физическая и психологическая — представляют особый интерес как для современного
туризма, так и для эффективного менеджмента.
q
Межличностная
мотивация. По значимости вслед за
физической и психологической мотивациями следует межличностная мотивация.
Многие люди ищут во время поездки необходимые им социальные контакты. Они
стремятся завести отношения с другими путешествующими или познакомиться с
местными жителями. Большое значение в этой группе мотиваций занимают посещения
друзей, знакомых, родственников.