И
менеджеры, и подчиненные должны четко понимать, в какой мере делегируется власть,
чтобы избежать недопонимания и неудач.
Делегирование
— это способ разделения власти. В этом случае, во-первых, создается очень
хорошая и сплоченная команда сотрудников (люди, которых наделили властью, будут
ощущать свою силу и могущество и поэтому пожелают остаться в вашей команде), а,
во-вторых, чем больше вы делегируете власти другим, чем больше ответственности
вы "отдаете" подчиненным, тем более эффективным будет ваш
управленческий труд, так как вы освобождаетесь от рутинной работы.
Руководитель
имеет власть над подчиненными, однако в некоторых ситуациях и подчиненные
имеют власть над руководителем, так как последний зависит от них по таким
вопросам, как необходимая для принятия решений информация, неформальные
контакты с людьми в других подразделениях и т.п. Отсюда следует, что
руководитель должен понимать и учитывать тот факт, что поскольку подчиненные
тоже часто обладают властью, то использование им в одностороннем порядке своей
власти в полном объеме может вызвать у подчиненных такую реакцию, когда они
захотят продемонстрировать собственную власть. В связи с этим следует
поддерживать разумный баланс власти — достаточной для достижения целей
организации, но не вызывающей у подчиненных отрицательных реакций.
В
менеджменте есть более мягкое определение воздействия на подчиненных — это
влияние. Влияние —
такое поведение одного индивида, которое вносит изменение в поведение другого.
Выделяются
две большие группы управленческого влияния — эмоциональное и влияние
рассудочное. В группе эмоциональных средств
влияния основное место занимает "заражение" и подражание.
"Заражение" — это, пожалуй, самый древний
способ влияния на людей. Он характеризуется практически автоматической,
неосознанной передачей эмоционального состояния одного человека другому.
Используя механизм заражения, менеджер может значительно повысить сплоченность
коллектива, мобилизовать его на выполнение целей организации.
Подражание — это усвоение действий, поступков, манеры поведения
и даже способа мышления других лиц. Если "заражение" характеризуется
передачей эмоционального состояния, то осознанное подражание представляет собой
способ заимствования того лучшего, что есть у других.
Подражанию
легко поддаются впечатлительные и слабовольные люди, а также лица с
недостаточно развитым самостоятельным мышлением. Зная это, важно выяснить, кто
служит для них эталоном для подражания и в соответствии с этим осуществлять
управленческие действия.
В
группу рассудочного влияния входят:
•
внушение,
•
убеждение,
•
просьба,
•
угрозы,
•
подкуп,
•
приказ.
Внушение — это воздействие, основанное на некритическом
восприятии. Внушение как способ влияния на подчиненных бездоказательно. Эффект
воздействия внушения тем выше, чем выше признание, авторитет, престиж
менеджера.
Внушение
является односторонним воздействием: активен, как правило, внушающий, а тот,
кому внушают, — пассивен. Многие менеджеры успешно влияют на людей с помощью
внушения. Особенно высокий эффект от внушения достигается тогда, когда
подчиненный возбужден и срочно ищет выход из создавшегося положения. В этот
момент он готов следовать любому совету руководителя. В таком случае внушение
проявляется больше как убеждение.